Ризаэтдин Фахретдин был выдающимся мыслителем татарского народа, просветителем, историком, писателем.
Ризаэтдин Фахретдин был выдающимся мыслителем татарского народа, просветителем, историком, писателем.
Родился он в 1859 году на территории современного Татарстана – в деревне Кичу Чаты Бугульминского уезда Самарской губернии (ныне Альметьевский район Татарстана). Его отец был имамом. В 7 лет его отдают учиться в деревенское медресе, через некоторое время его отправляют учиться в медресе соседней деревни Чыршылы.
В 1867—1868 гг. Ризаэтдин Фахретдинов учился в медресе при 1-й мечети Чистополя у выдающегося суфия шейха Закира-ишана Камалова. В 1869—1889 гг. Фахретдинов учился и преподавал в медресе деревни Нижние Шельчелы. Здесь в 1884 году (то есть через год после создания) в его руки попала газета «Тарджеман» Исмаила Гаспринского. В последние годы учебы Фахретдинов заинтересовался творчеством улемов-реформаторов А. Курсави, Ш. Марджани, Дж. Афгани, М. Абдо.
В годы учебы Ризаэтдин находился под влиянием Шигабетдина Марджани. Ризаэтдин Фахретдин в годы учебы занимался перепиской книг. Сохранилось 10 томов рукописей, переписанных им в разные годы. Среди них имеется рукописный экземпляр второго тома произведения Ш. Марджани «Мустафад ал-ахбар…», который был переписан задолго до издания (1). Как пишет историк А. Хайруллин, по этому поводу Фахретдин пишет, что как-то увидел книгу под названием «Джаруда...», написанную против знаменитого философского труда Ш. Марджани «Назурат ал-хакк...» и прочитал их, сравнивая: «С этого дня я смотрел на все опубликованные произведения Марджани с огромным вниманием, изучал их и много пользовался ими».
Чтобы познакомится и поближе узнать выдающегося ученого-просветителя Шигабетдина Марджани, в 1886 году Ризаэтдин приезжает в Казань. Первая встреча, знакомство и беседа с известным ученым производят неизгладимое впечатление на молодого шакирда (1). В своих рукописях, хранящихся в Уфе, Ризаэтдин пишет о том, что он еще раз побывал дома у Марджани и восхищался богатейшей этнографической коллекцией (1).
Закончив учебу в медресе, Фахретдин продолжает преподавательскую деятельность, одновременно занимается наукой, пишет книги, статьи, собирает и упорядочивает исторические источники, воспоминания, связанные с историей и литературой татарского народа (1).
В 1887 году он успешно выдерживает испытания на должность имама.
Слава о молодом талантливом наставнике из Кичучата разлетелась по всему краю. В июле 1889 г. общество деревни Ильбак Бугульминского уезда пригласило Р. Фахретдинова на должность местного имама и мударриса (3). В мечети этого селения Ризаитдин служил по февраль 1891 г. При этом, как пишет историк М. Роднов, будучи рядовым деревенским муллой, он выпускает несколько книг, беспрецедентный случай даже для нашего времени! А муфтий не забыл своего обещания.
В январе 1891 г. Мухамедьяр Султанов вызывает его на место члена (кади) Духовного собрания и Р. Фахретдинов с семьёй выезжает из Кичучата в Уфу (4).
В 1891 году Р. Фахретдин, уже довольно известного своими трудами среди общественности, приглашают на должность казыя в Духовное управление (1). Как отмечает историк Р. Марданшин, когда Фахретдин увидел множество рукописей, лежавших "мертвым грузом" в архиве ДУМ, загорелся собственными изысканиями. Сам говорил об этом, смеясь: "Если кто-нибудь понаблюдает за мной со стороны, то скажет: что за богатство ищет в архиве Риза кадий... Однако для меня узнать верные даты рождения или смерти трех-четырех ученых дороже, чем ведро золота". Работа там его вполне устраивала, поскольку он имел возможность серьезно заниматься наукой. Он изучает источники, собранные в архиве Духовного управления, систематизирует, анализирует и переписывает их для себя (1).
Занявшись всецело наукой, ему даже пришлось на время оставить работу в Духовном управлении и стать в период между 1908-1918 годы главным редактором журнала "Шура" (2). До того он течении двух лет с 1906 по 1908 годы был помощником редактора либеральной татарской газеты «Вакыт».
Журнал «Шуро» издавался в Оренбурге золотопромышленниками Рамеевыми. В этом журнале Фахретдиновым опубликованы 179 биографических статей о видных деятелях мусульманской культуры. Со страниц журнала Фахретдинов отстаивал идею исторической преемственности Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства и современных автору тюрко-мусульман Поволжья [5].
Риза Фахретдин, в истории татарской общественной мысли и культуры известен как пропагандист научных знаний, истории, литературы и культуры, философии и истории, светских знаний и как ученый-богослов, призывающий к рационалистскому мышлению (1).
Будучи ученым широкого научного кругозора, устанавливал и поддерживал тесные связи с общественными деятелями и учеными разных стран. Так, он тесно сотрудничал с известным политическим деятелем и религиозным реформатором Д.Афгани, академиком Самойловичем, Бартольдом, Крачковским и многими зарубежными учеными (1).
Так бы и продолжил он свою научную деятельность, если бы не революция, заставившая ученого встать на защиту веры и религии - вновь возглавить ДУМ. Это был для того времени неимоверно смелый поступок.
В 1922 избран муфтием ЦДУМ Внутренней России и Сибири. В 1927 году ЦДУМ объединил исторически максимальное число приходов — 14 825. Но уже к маю 1930 года более 10 000 мечетей было закрыто, от 90 до 97 % мулл и муэдзинов были лишены возможности исполнять свои обязанности.
Фахретдинов протестовал против закрытия мечетей, арестов и уничтожения религиозных библиотек. Часть литературы ему все-таки удалось спасти в архиве ЦДУМ. В 1930 году муфтий собирался подать в отставку вместе с другими членами ЦДУМ, чтобы обратить внимание всего мира на положение религии Ислама в СССР.
Как пишет историк А.Хайруллин, последние годы жизни самоотверженный труженик науки Р.Фахретдин жил в тяжелых материальных условиях. В такое трудное время к известному во многих странах мира ученому несколько раз обращаются из Венской академии наук с просьбой продать за огромные деньги его личный архив. Ученый отказывает им. Большую часть своих рукописей по просьбе известного востоковеда, академика А.Н. Самойловича он передает в архив Ленинградского отделения востоковедения Академии наук СССР, где они по сей день хранятся (1).
Закончил свой творческий и жизненный путь на посту муфтия России и Сибири в 1936 году в городе Уфа, не дожив несколько месяцев до массовых арестов руководства Духовного управления. По преданию, тысячи мусульман, узнав о смерти Фахретдина, собрались тайно ночью в его родном ауле для прочтения «джаназа» (поминальной молитвы) по усопшему [6]. Похоронен на мусульманском кладбище в Уфе.
Источники:
1. Хайруллин А. Ризаэтдин Фахретдин (1859-1936) / Татарские интеллектуалы: исторические портреты / Сост. Р. Мухаметшин. – 2-е изд., Казань: Магариф, 2005 – 271 с
2. Марданшин Р. Рукописи не горят... (Ризаэтдин Фахретдин),
газета "Восточный Экспресс" №6, 16.02.2001г.
3. Роднов М.И. Семья Р. Фахретдинова по материалам земской переписи
1900–1901 гг. // Проблемы башкирской, татарской культуры и наследие Ризы Фахретдинова: Материалы межрегионального симпозиума (13 мая 2005 г.). Уфа, 2006. С. 15 – 20.
4. Баишев Ф.Н. Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Ризы Фахретдинова. Уфа, 1996. С. 156
5. Хамидуллин Б. История Казанского ханства в трудах татарских историков конца XIX – начала XX в. // Татаровед. http://www.tataroved.ru/publication/tthan/9/
6. Хабутдинов А. К 150-летию со дня рождения Ризаэтдина Фахретдина / «Ислам в Российской Федерации»: http://pda.islamrf.ru/news/culture/legacy/6881/