Галимджан Баруди (1857-1921) – российский татарский ученый богослов, религиозный и общественный деятель, педагог.
Галимджан Баруди (1857-1921) – российский татарский ученый богослов, религиозный и общественный деятель, педагог.
Галимджан с юных лет проявлял повышенный интерес и большую способность к учёбе. В 1862 году его отдают в медресе «Касимия», где он проходит ступени начальных, средних и старших классов и одновременно занимается преподавательской деятельностью в старших классах. Уже в юношеском возрасте он начал задумываться над смыслом человеческой жизни, о роли общества, о роли человека в обществе(3).
Учась в медресе, он занимался самостоятельно, много читал и любил размышлять над прочитанным. Его биограф Юсуф Акчура отмечал, что вся жизнь Баруди состояла из двух принципов: учиться и учить (1).
В 1875 году он уехал в Бухару для продолжения своего религиозного образования. В 1882 году вернулся в Казань, где стал вторым имамом в Белой мечети, за короткое время значительно преуспев по службе и увеличивая круг учеников, ввиду чего Диния Назарэте в 1883 году позволила ему основать своё медресе (3). Баруди сделал это практически сразу же, дав новому медресе имя своего отца — «Мухаммадия». Вскоре его медресе становится крупным и престижным духовным училищем Казани. В 1887 году предпринял длительную поездку в Османскую империю и Египет.
Как пишет историк Айдар Хабутдинов, Баруди был мюридом (учеником) знаменитого шейха Зайнуллы Расули, которого современники за его авторитет называли «королем татар». Гаспринский писал в статье «Шейхство и шейхи», что «Зайнулла¬хазрет и Галимджан Баруди... поистине радеют и служат интересам народной жизни и его религиозно-нравственному облагораживанию». Особое внимание Расули уделял медресе Г. Баруди «Мухаммадия» (2). В 1891 г. он заложил первый камень в его основание и «постоянно спрашивал о делах медресе и положении его хальф (учителей)». При открытии «Мухаммадии» Расули произнес следующую речь: «Вместе проявляйте иджтихад (усердие) на пути реформы образования, служите этому пути, не враждуйте и не разделяйтесь в национальных и религиозных делах, на это я даю вам благословение». Так к концу XIX века лидирующее положение среди духовенства Казани начинает занимать ректор медресе «Мухаммадия» Галимджан Баруди (2).
В 1883 он женился на дочери известного татарского купца И. Утямышева – Бибимагруй. Эта прекрасно образованная девушка сумела стать достойной спутницей Галимджана, проникнуться его духовными устремлениями и интересами, а затем на протяжении всей жизни, руководя женским мектебе при приходском медресе, помогать мужу в просветительской деятельности (1).
В начале XX века в «Мухаммадии» насчитывалось рекордное количество учащихся – 500 человек и 20 мугаллимов (преподавателей). Можно сказать, что в её стенах получил великолепное образование цвет татарской интеллигенции. Деятельность Г. Баруди в кратчайшие сроки вывела мусульманскую школу на путь прогресса, превратила процесс получения знаний в главный инструмент духовного возрождения народа (2).
С 1905 года Баруди практически полностью посвятил себя педагогической деятельности, писал учебники, активно публиковался в печати, расширял и совершенствовал учебную программу своего медресе, а число учеников в нём и авторитет созданной им мусульманской школы ещё более выросли.
В 1906 году Баруди основал и возглавил журнал «Әд-дин вәл-әдәп» (рус. «Религия и нравственность»), издававшийся в Казани, который был запрещён властями в 1908 году. В том же году Баруди был обвинён в распространении панисламистских взглядов и сослан в Вологодскую губернию. В 1913 году вернулся из ссылки и возобновил издание своего журнала до 1917 года.
Баруди был не просто мюридом шейха Зейнуллы, но был ещё и его энергичным и инициативным преемником в братстве Халидийа-Накшбандийа. Баруди считал, что суфизм является одним из наиболее важных проявлений религиозного чувства, и что он способствует углублению философской мысли (1). Отмечал, что суфизм позволяет познать истину, что невозможно сделать при помощи законов и верований (усул ва каида).
Просветитель через страницы своего журнала пытался показать близость религии и науки. Наука, по мнению Баруди, должна служить религии, а религия – науке. Главной целью воспитания, по Баруди, является воспитание религиозно- нравственного человека, полезного члена общества, живущего народными и общечеловеческими интересами. Религиозно-нравственное воспитание занимает главное место в педагогической мысли Баруди, и оно неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием (1).
1-2 мая 1917 года на Всероссийском съезде мусульман в Москве большинством голосов Динии был избран муфтием. Баруди умер в Москве в 1921 году, в последние месяцы жизни активно участвуя в работе комитета по помощи голодающим Волго-Уральского района.
Материал подготовил Сулейман Айдинов
Источники:
1. Набиуллин И. Просветитель сквозь призму суфизма / http://islamdag.ru/lichnosti/7446
2. Хабутдинов А. Галимджан Баруди (1917–1921): первый лидер нации /
http://www.islamrf.ru/news/culture/legacy/7578/
3. Казанда Галимҗан Баруди һәм аның иҗади мирасына багышланган чара уздырыла / http://tat.tatar-inform.ru/news/2007/3/13/22492/