Личность Мурада Рамзи Мекки (Мекканского) одна из самых интересных в истории татарской богословии. Он был мусульманским богословом и татарским историком. Его долга жизнь полна событий и интересных фактов. Его труды свидетельствует о том, что он был одним из крупнейших мусульманских богослов из татар, которые когда-либо жили.
Личность Мурада Рамзи Мекки (Мекканского) одна из самых интересных в истории татарской богословии. Он был мусульманским богословом и татарским историком. Его долга жизнь полна событий и интересных фактов. Его труды свидетельствует о том, что он был одним из крупнейших мусульманских богослов из татар, которые когда-либо жили.
Значительную часть своей жизни Мурад Рамзи посвятил тщательному и кропотливому изучению классических трудов мусульманской богословской науки. К концу жизни он смог совершить перевод Корана на тюркский язык, который понятен был и татарам, и уйгурам, и другим тюркоязычным народам, а также составил комментарии к Корану.
Как отмечает историк Ильшат Насыров, сегодня в западной и арабской научной среде Мурад Рамзи известен как мусульманский ученый- историк, автор двухтомного исторического произведения «Тальфик аль-ахбар», посвящённого истории тюрков, проживавших в царской России, – башкир, казахов, волжских булгар, казанских татар, узбеков, ногайцев – и ислама на огромных территориях бывшей Российской империи. На Западе это произведение давно вошло в научный оборот.
Его использует в качестве научного источника, в частности, профессор Калифорнийского университета Хамид Алгар. Один экземпляр книги шейха М. Рамзи хранится в отделе редких книг библиотеки Университета короля ас-Сауда в Королевстве Саудовской Аравии (3).
Мурад Рамзи 36 лет (1878-1914) прожил в Саудовской Аравии. Проживая там и будучи последователем суфийской ветви накшбандийа, он перевел с персидского языка на арабский важнейшие сочинения представителей этой ветви (1).
За всю свою жизнь Мурад Рамзи написал и опубликовал свыше 15 научных трудов, а также множество статей и стихотворных произведений. Но все же наибольшую известность ему принес капитальный двухтомный исторический труд «Талфик ал-ахбар ва талких ал-асар фи вакаи‘ Казан ва Булгар ва мулюк ат-татар» («Собрание сведений из прошлых событий Казани, Булгара и татарских царей». - Оренбург, 1908), который был запрещен царской цензурой, а тираж его уничтожен (2). Как отмечает историк Азат Ахунов, к счастью, часть книг сохранилась и теперь мы имеем возможность оценить уровень научной мысли татарского ученого. Правда эта, написанная на арабском языке книга, до сих пор не переведена на русский или татарский языки и остается недоступной широкому кругу исследователей.
Родился Мурад Рамзи 25 декабря 1855 года в деревне Альметьево Мензелинского уезда Уфимской губернии, а умер 2 апреля 1934 года в городе Чугучак (Синьцзян-Уйгурского автономного округа КНР).
Как отмечает историк Нурия Гараева, его отец Бахадуршах (Батыршах) Абдаллах осиротел в раннем детстве и не получил хорошего образования. А мать была образованной женщиной, происходила из семьи учителей (они были дальними родственниками Р.Фахретдина). Следуя традиции семьи, она открыла у себя дома начальную школу для девочек. Они вырастили и воспитали четверых детей. М. Рамзи учиться начал с шести лет в школе своей матери, где научился читать и писать, а также получил первые знания по религии (1).
В восемь лет он поступил в медресе деревни Альметьево. Как отмечает Ахунов, его наставником стал дядя со стороны матери – шейх Хасан ад-Дин, который был учеником известного религиозного деятеля Исмаила Кышкари. Мальчик отличался способностями к знаниям. В девять лет он уже достаточно хорошо знал арабскую грамматику, а в одиннадцать лет приступил к изучению калама. Его дядя, чувствуя, что он дал племяннику максимально возможные знания, порекомендовал его родителям отправить мальчика в Казань, в медресе Шигабутдина Марджани, которому он уже выслал рекомендательные письма (2).
Но в Казани Рамзи долго не задерживается: уезжает в Бухару с намерением продолжить учебу в Средней Азии. Однако, добравшись до Троицка, остается там на два года, в течение которых посещает в медресе занятия мулл Шараф ад-дина и Мухаммадджана. Под их руководством он перечитал многие известные богословские труды, вновь изучал логику и комментарии к сочинениям по логике (1). После этого он отправляется в Бухару. Его путь лежал через Ташкент, где он в течение двух месяцев посещал занятия нескольких известных ученых. В начале 1876 года Мурад Рамзи наконец добрался до Бухары. Здесь продолжает изучать калам. Но в Бухаре Рамзи не остается на долго, уже в начале весны 1876 года он возвращается в Ташкент, где проводит два следующих года, посещая занятия ученых города и окрестностей (1). В Ташкенте он нашел много книг по суфизму и многочисленные жития святых на арабском и персидском языках и с увлечением изучил все это.
В Ташкент, как историк Азат Ахунов, Рамзи принял решение о путешествии в Турцию, Египет и Хиджаз. С группой своих земляков он отправился в Индию. Там паломники задержались на три месяца, затем пароходом в начале 1876 года прибыли в Джидду. Посетив Мекку и совершив хадж, Рамзи обосновался в Медине, где он остался на четыре года. Он не терял времени зря: совершенствовал свои познания в арабском языке, изучал, хадисы, тафсир, фикх, выучил наизусть Коран (2).
Свою учебу Рамзи продолжил в Мекке. Под руководством шейха Абд ал-Хамида ад-Дагистани он углубленно изучает хадисы, одновременно посещает занятия и других знаменитых ученых Мекки по различным предметам (1).
В Мекке и Медине Рамзи продолжает усиленно заниматься богословскими науками. В поле его зрения были книги по каламу, фикху, хадисы и тафсиры, он читал жития и биографические сочинения, интересовался историческими сочинениями, уделял время стихосложению. Многие сочинения он перечитывал по нескольку раз. Однако его интерес к книгам по суфизму превосходил все другие интересы (1). Он проштудировал сочинения Ибн ал-Араби, изучил труды Абд ар-Рахмана ал-Джами – крупнейшего знатока и комментатора учения Ибн ал-Араби (1).
В Медине Рамзи приступил к работе над переводами с персидского языка на арабский сочинений, почитаемых последователями накшбандийского направления суфизма. Как отмечает историк Нурия Гараева, его духовный наставник и крупный ученый шейх аз-Завави нашел переводы Рамзи более удачными, чем переводы другого ученого, и решил их издать. В 1889-1990 годах его переводы были изданы в Мекке на средства шейха аз-Завави и соотечественников (1).
В Мекке из земляков было несколько шейхов-дервишей, несколько шакирдов, изучавших науки, и несколько купцов (1). Как отмечает Нурия Гараева, среди последних был Абдарахман Джадид, занимавшийся торговыми делами между Германией, Австрей и Турцией. Он часто бывал в Мекке и покупал там недвижимость. Познакомившись с Рамзи и желая закрепить с ним свои дружеские отношения родственными связями, предварительно переговорив с ним, привез в Мекку свою родную сестру Асму Шах-Мухаммад (родом из деревни Шепбаш Тетюшского уезда). В 1895 году Рамзи и Асма Шах-Мухаммад поженились (1). Из родившихся у них девяти детей четверо умерли во младенчестве или раннем детстве. На четвертый год жениться Рамзи (примерно в 1889 году) в хадж приехал их родственник Юсуф Дебердеев. Нурия Гараева пишет, что поселившись в доме Мурада Рамзи, он испытал много неудобств из-за тесноты и духоты его дома, из-за плача маленького ребенка. И он купил для семьи Рамзи дом в Мекке.
Историк Нурия Гараеве пишет, что из Саудовской Аравии Мурад Рамзи неоднократно приезжал в Россию. Совершенно определенно, что он побывал в родных местах в 1896, 1902 годах – один, в 1904 году – с женой и тремя детьми, в 1907, 1909 – один, весной 1914 года – во всей семьей (1).
По воспоминаниям М. Рамзи, он много ездил по России, собирал материалы, необходимые для окончания своего исторического труда; с этой целью он ездил в Туркестан, работал в библиотеках и архивах Петербурга. Как пишет Гараева этим трудом был «Талфик ал-ахбар…», который принес Рамзи известность и признание как историку. В этом сочинении Мурад Рамзи впервые после Ш. Марджани предпринимает аналогичную попытку составления истории татарского народа с древнейших времени до современных для автора дней (1).
Однако в отличии от Марджани и многих других татарских богословов 10 века Рамзи не был джадидом. Именно в Медине Рамзи стал последователем накшбандийской ветви суфизма, шейхом которого был Мухаммад Мурад (2). В этой области он также добился больших успехов. Когда его наставник умер, согласно завещанию Мухаммада Мурада, его ученики избрали Рамзи «халифе» («заместителем») своего учителя (2).
Его перу принадлежат труды, посвященные различным богословским вопросам, книги по арабской грамматике, комментарии к Корану, тюркский перевод Корана. В своих взглядах он был последовательным кадимистом (2). Историк Азат Ахунов пишет о том, что Мурад Рамзи подверг жесткой критике таких реформаторов как Муса Бигиев и других его сторонников. Много места этому вопросу он уделил в своей книге «Мушаи‘а хизбу-р-рахман ва мудафа‘а хизбу-ш-шайтан» («О приверженцах партии «Ар-Рахмана» и защитниках партии шайтана». – Оренбург, 1912).
Джадидисты в свою очередь не отказывали себе в возможности посмеяться над «святошей» Мурадом Рамзи (2). Их рупором стал татарский поэт Габдулла Тукай, который сам, как отмечает Азат Ахунов, вел достаточно разгульный образ жизни. Тем не менее он считал нормальным насмехаться над человеком, с которым он не был знаком лично. В журналах «Яшен» и «Ялт-Юлт» он опубликовал ряд частушек, в которых высмеивал ученого за то, что тот занимался ремеслом «бэдэлче», то есть совершением хаджа за татарских баев, которые по тем или иным причинам сами не могли отправиться в паломничество (2).
Мурад Рамзи был не только крупным алимом и историком, но настоящим патриотом своего народа. Когда он собирал материалы для своей книги ему приходилось идти на многие жертвы. Порой ему приходилось переходить на нелегальное положение и скрываться от властей, поскольку он подвергался преследованиям за труд «Талфик ал-ахбар…», а во время Первой мировой войны ему пришлось жить под другим именем (он был турецким поданным) (2). Но все же ученому не удалось избежать проблем – в 1915 году его арестовали и отправили в Сибирь. Лишь ценой невероятных усилий ему удалось избежать ссылки и вернуться к семье, которая тогда проживала в Оренбурге (2).
В годы революции и Гражданской войны Мурад Рамзи находился в России и мечтал поскорее покинуть страну (2). Это ему удалось сделать лишь в 1919 году. Он уехал в Чугучак (ныне г.Тачэн, Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР), где жил вплоть до своей кончины в апреле 1934 года.
Сулейман Айдинов по материалам:
1. Гараева Н. Мурад Рамзи / Татарские интеллектуалы: исторические портреты / Сост. Р. Мухаметшин. – 2-е изд., Казань: Магариф, 2005 – 271 с.
2. Ахунов А. «Заместитель» Учителя (жизненный путь Мурада Рамзи) / http://www.idmedina.ru/books/history_culture/minaret/3/ahunov.htm
3. Насыров И. Мурат Рамзи - великий сын башкирского народа / http://www.islam.ru/content/person/murat-ramzi-velikij-syn-bashkirskogo-naroda