Исмагил Гаспринский (Gaspıralı) (1851-1914) был не просто крымскотатарским интеллектуалом, просветителем, издатель, политик, религиозным мыслителем. Он был всетатарским лидером, одинаково значимым как для крымских, так и для казанский татар.
Исмагил Гаспринский (Gaspıralı) (1851-1914) был не просто крымскотатарским интеллектуалом, просветителем, издателем, политиком, религиозным мыслителем. Он был всетатарским лидером, одинаково значимым как для крымских, так и для казанский татар. Велико его влияние и на среднеазиатские тюркские народы. Он прижизненно получил известность и признание среди всего мусульманского населения Российской империи.
Как отмечает историк Айдар Хабутдинов, личность и труды Исмагил-бея долгие годы советского режима была предметом забвения и фальсификаций. Идеи Гаспринского о единстве российских мусульман отрицались во имя региональной и племенной разрозненности. Между тем, Исмагил-бей поднял на невиданную ранее высоту образ честного труженика в лице алима (мусульманского ученого) и светского интеллигента, бая и простого работника. Он также сумел объяснить, как идеи коранической справедливости и законности могут быть реализованы в обществе Нового времени. Исмаил Гаспринский учил молодежь искать и приобретать знания, а затем щедро отдавать их во имя Родины и нации — причем учил не на словах, а своим ежедневным и неустанным подвижничеством (1).
Молодые радикалы упрекали Гаспринского в соглашательстве с властями, но он твердо верил в силу реформ, был убежден в том, что лучшее будущее можно создать только трудом свободного человека, но никак не насилием и не в атмосфере праздности, пишет Айдар Хабутдинов.
Гаспринский родился в 1851 году в деревне Гаспра. Отец его был небогатый дворянин. Через 4 года семья переселилась в Бахчисарай. Исмагил в 7 лет был отдан в начальную школу (мектеп), где учился по старому методу. В 10-летнем возрасте мальчика переводят в русскую школу г. Симферополя (Ак Месджит). Через 2 года родители устраивают сына сначала в военное училище в г. Ворожа, а затем переводят в Московское милютинское кадетское училище, где Исмагил учится в 1865-1867 годах (2).
В эти годы он живет и воспитывается в семье редактора «Московских новостей» и «Русского вестника», известного русского интеллектуала, славянофила М.Н. Каткова. Как отмечает историк Р. Мухаметдинов, в этом доме у Исмагила формируется тяга к просветительству, любовь к своему народу, он учится у Каткова журналистским навыкам (2). В этой семье он знакомится с И.С. Тургеневым.
Но статьи «Московских ведомостей» и «Русского вестника», пронизанные духом шовинизма, вызывали у юного И. Гаспринского постоянный внутренний протест.
В 1867 году на острове Крит вспыхнуло восстание греков против Османской империи. Курсанты училища выразили поддержку восставшим и неприязнь и враждебность по отношению к Турции. 16 летний Исмагил летом 1867 года со своим однокашником, литовским татарином Мустафой Даудом, отправляется в Одессу, чтобы оттуда на пароходе отплыть на Крит для участия в военных операциях в составе турецкой армии (2). Но, так как у молодых людей не оказалось с собой иностранных паспортов, полиция их задерживает и отправляет по домам, к родителям.
Приехав к родителям в Бахчисарай, Исмаил до 1869 года преподает русский язык в медресе «Зинджирли», затем в медресе «Дерекей» в Ялте.
Работая в этих медресе, И. Гаспринский ощущает свое плохое знание родного крымско-татарского языка, так как он с 10-летнего возраста был оторван от родного языка и культуры. Общаясь с учениками, он начинает самостоятельно обогащать свой язык. В это же время в обучении чтению он начинает применять не старый слоговый метод, а фонетический, который впоследствии дал толчок созданию совершенно нового метода обучения, так называемому «усуль джадид» («новый метод») (2).
В 1871 году Гаспринский уезжает в Париж для продолжения образования. Продвинувшись во французском языке, он зарабатывает на жизнь переводами для рекламной фирмы, затем работает личным секретарем известного писателя И.С. Тургенева(2). В это время он публикует множество статей, переведенных на французский с арабского, турецкого и персидского языков, изучает культуру и общественную жизнь Франции, посещает лекции в Сорбоннском университете.
В конце 1874 года Исмагил-бей уезжает из Франции и прибывает в Стамбул. Здесь он около года пытается добиться своего принятия в турецкое военное училище. Но все попытки были тщетны, так как против этого был посол России в Турции Николай Игнатьев. В это время Исмагил-бей улучшил свой турецкий язык, ознакомился с постановкой школьного образования в Турции, а также написал множество статей о жизни Востока для русских газет Петербурга и Москвы (2).
В начале 1876 года он возвращается в родной Бахчисарай, переполненный впечатлениями от увиденных стран и народов, вдохновленный новыми замыслами. Дело в том, что из Франции в Стамбул он возвращается через такие страны арабского Востока как Алжир, Тунис, Египет (2). Изучив обычаи и традиции этих народов, он подчеркнул, что мусульманская культура восходит своими корнями к великой цивилизации Востока.
С 1879 года Исмаил Гаспринский предпринимал неоднократные попытки создать собственное издательство газет на общетюркском языке «Файдалы эглендже» (1879—1880), «Закон» (1881). С 10 апреля 1883 Гаспринскому разрешили издавать и редактировать первую российскую тюрко-славянскую газету «Переводчикъ-Терджиманъ». Она долгое время была единственным тюркоязычным периодическим изданием в России, а с началом XX века старейшей мусульманской газетой в мире. Газета просуществовала почти 35 лет и была закрыта 23 февраля 1918 года.
Через «Переводчикъ-Терджиманъ» идеи Исмаила Гаспринского распространялись в Крыму, Идел-Урале, Хивинском ханстве, Бухарском ханстве. Кроме того, газета распространялась в Персии, Китае, Турции, Египте, Болгарии, Франции, Швейцарии, США. И. Гаспринский не предполагал, что его газета более популярна среди иностранцев, нежели среди соотечественников.
Материалами издания И. Гаспринского пользовалась печать исламских народов: «Икдам», «Себах», «Гайрет», «Ватан», «Диккат», «Хидмет», «Агонк», «Заман», «Каир», «Нил», «Ахтер», «Наасури».
Как отмечает историк Айдар Хабутдинов, печать была единственным реальным механизмом связей внутри общества российских мусульман. Газеты воспринималась как ежедневные просветители и проводники в мире современности. Отсюда следует постоянная готовность общества сообщать в газеты информацию о значимых событиях, наличие огромной добровольной корреспондентской сети на местах(1). В отсутствие возможности создать политические партии до 1917 года редакторы и сотрудники газет выполняли функцию профессиональных политиков и общественных деятелей. Идея нации была одной из ключевых концепций XIX века. Из философской доктрины славянофилов Гаспринский заимствовал идею о «национальности как коллективной личности, имеющей свое особое призвание». Славянофилы говорили о русской нации как о едином коллективе всех православных христиан России. И Гаспринский подразумевал под нацией не отдельные тюркские мусульманские этносы России, а всю совокупность мусульман России, объединенных под руководством духовенства, буржуазии и интеллигенции. Наряду с идеей единой нации И. Гаспринский высоко оценивал концепции всеобщего образования и идею эволюции. Он утверждал, что причина отсталости мусульман от «других народов в умственной и политической жизни прежде всего — в отсутствии идеи и цели... Англичанин или немец, приступая к какому-либо торговому или промышленному делу, ставит перед собой обдуманную задачу и стремится к ней в течение долгих лет. Так, общества и народы задаются целями, осуществление коих может быть лишь в будущем. Без общественных задач и стремлений не может быть ни народного дела, ни народной жизни». В пример мусульманам Гаспринский ставил также и Японию (1).
С именем Исмаила Гаспринского связано основание и развитие просветительского движения народов исламского Востока — джадидизм (новый, более светский метод обучения), которое радикально изменило суть и структуру начального образования во многих мусульманских странах, придав ему более светский характер. И. Гаспринским были разработаны основы преобразования мусульманской этноконфессиональной системы народного образования. Его новые методы обучения с успехом применялись не только в Крыму, но и в Татарстане, Казахстане, Башкортостане, Туркменистане, Таджикистане, Узбекистане, Киргизстане, Азербайджане, Турции, Северной Персии и Восточном Китае. Им была написана и издана серия учебных пособий для национальных новометодных школ. Наиболее известным из них стал учебник «Ходжа и субъян» («Учитель детей»). С 1887 г. И.Гаспринский являлся членом Таврической ученой архивной комиссии.
Как пишет историк Азат Ахунов, в 1882 году, будучи в Казани, Гаспринский организовал литературный вечер для татар. С большим трудом было получено разрешение, был снят зал в лучшей гостинице в центре города, были розданы заранее подготовленные приглашения. К назначенному времени пришли… всего три человека — Аллаяр бек Зюльгадаров с Кавказа да золотопромышленники братья Шакир и Закир Рамеевы из Оренбурга, которые остановились в той же гостинице (3)
Татарский историк Джамал Валиди в книге "Очерк истории образованности и литературы татар" упоминает, что "Гаспринский в Казани нашёл только одного человека, который одобрил и поощрил его план издания газеты: этот единственный человек был — Марджани". Таким образом, выясняется, что Исмаил бей встречался в Казани с великим татарским учёным-богословом Шихабутдином Марджани. Одобрение будущего издания "Тарджемана" такой авторитетной личностью, как Марджани, конечно же, окрылило молодого человека (3).
В 1905 г. И. Гаспринский и его единомышленники создали мусульманскую либеральную организацию «Бутюнрусие иттифак аль муслимин» («Всероссийский союз мусульман»). Он был членом ЦК и непосредственно возглавил Крымское отделение «Иттифак эль муслимин». Осенью 1905 г. он и возглавляемое им отделение организации перешли на позиции «Союза 17 октября». И. Гаспринский был активным участником всех съездов «Иттифак эль муслимин». Среди крымско-татарских единомышленников И. Гаспринского известны: Исмаил и Амет Муфтии-заде, Мустафа Кипчакский, Асан Сабри Айвазов, Абдурахман Мемет оглу, Асан Тарпиев, Сулейман Крымтаев, Абдурешит Медиев, Рустам Ахундов, Ибраим Гурзуф, Али Булгаков, Аббас Корбек и др.
В 1906 г. он даже создает специальный журнал "Галяме нисван", первое специализированное женское издание в тюркском мире.
Гаспринский заложил основу реформирования системы народного образования мусульманских народов. С его именем связано основание и развитие просветительского движения народов исламского Востока — джадидизм (новый, более светский метод обучения), которое радикально изменило суть и структуру начального образования во многих мусульманских странах. И. Гаспринским были разработаны основы преобразования мусульманской этноконфессиональной системы народного образования. Его новые методы обучения с успехом применялись не только в среде российских мусульман, но и за рубежом. Им была написана и издана серия учебных пособий для национальных новометодных школ. Наиболее известным из них стал учебник «Ходжа и субъян» («Учитель детей»).
Исмаил Гаспринский - Один из организаторов Всероссийских съездов мусульман партии “Иттифак аль-муслимин”. В 1905 г. он избирается председателем 1-го съезда мусульман России.
Умер выдающийся мусульманский интеллектуал в 1914 годй в Бахчисарае и похоронен на территории Зынджырлы медресе.
Подготовил Сулейман Айдинов
Источники:
1. Хабутдинов А. Исмагил Гаспринский: открывая новые горизонты / «Ислам в СНГ» http://www.islamsng.com/ukr/faces/2045
2. Мухаметдинов Р. Исмагил Гаспринский / Татарские интеллектуалы: исторические портреты /Сост. Р.М. Мухаметшин, Казань, 2005.
3. Ахунов А. Исмаил бей Гаспринский / «Татарский мир» / http://www.tatworld.ru/article.shtml?article=174§ion=0&heading=0