На набережной Кабана, у мечети Шигабутдина Марджани, есть скверик с установленным в центре мраморным памятником известного богослова. Скульптуру изготовил казанский художник Рамин Нафиков по прототипу гипсового бюста работы Баки Урманче.
Уважаемые читатели, представляем Вам продолжения проекта «Инфо-Ислам», посвященного выдающимся татарским мусульманским богословам и мыслителям. В этой статье пойдет речь о самом известном татарском богослове 19 века Шигабутдине Марджани (1818-1889).
Шигабутдин Марджани, известный татарский богослов, шейх Ордена Накшбандия, историк и религиозный реформатор. Вообще Марджани, самая масштабная фигура в истории татар 19 века. Он был не только богословом, он был педагогом, этнографом, археологом, во многом именно благодаря ему началось формирование татар как народа современного типа.
Родился Марджани 16 января 1818 г. в селе Ябынчи недалеко от города Арск. Его дед занимал должность муллы и мударриса, а отец преподавал в местном медресе. Начальное образование Марджани получил в медресе своего отца, в деревне Ташкичу. Уже в раннем возрасте в нём проявилась способность к изучению иностранных языков и гуманитарных дисциплин. В 17 лет он начал помогать своему отцу в преподавании, попутно взявшись за составление учебника персидского языка, на котором были написаны основные доступные в Татарстане богословские книги.
В 1838 году он отправляется в Бухару для продолжения образования, а затем в Самарканд — один из древних очагов культуры Средней Азии. Когда он приезжает в Бухару, ее величие как научного центра уже прошло. Марджани застал там бездумное заучивание Корана и зубрежку религиозных текстов; науки Нового времени и современные светские учебные дисциплины там не изучались. В Бухаре Марджани поднимает перед мударрисами (преподавателями) вопрос о необходимости реформы медресе, однако не получает поддержки(1).
Неудовлетворенный системой обучения в медресе, он в основном самостоятельно занимается в богатых ценными рукописями местных библиотеках. Деньги на жизнь зарабатывает обучением детей в состоятельных людей.
Хотя схоластическое обучение в Бухаре уже не соответствовало современным потребностям общества и не удовлетворяло Марджани, его пребывание там не было бесполезным: он, встречаясь с известными, прогрессивными учеными своего времени (хотя их было немного), все больше убеждается в том, что необходимо изменить старую систему мусульманского образования(1).
В 1843 году Марджани отправляется в Самарканд – один из древних очагов культуры Средней Азии. Там он обучается в медресе «Ширдар», знакомится с известным историком Кади Абу Саидом ас-Самарканди, который, как пишет Марджани, стал первопричиной того, что он «начал интересоваться исторической наукой и приступил к исследованию исторических книг». Марджани ведет с ним беседы, работает в его богатой рукописями библиотеке, доступ в которую имели немногие. Абу Саид ас-Самарканди повлиял на становление не только исторических взглядов Марджани, но и сыграл определенную роль в формировании его реформаторских идей.
В Самарканде, уже обладая определенными знаниями, Марджани испытывает потребность глубже познать взгляды своего предшественника и соотечественника Абу Насра ал-Курсави (1776-1812), знакомится с его произведениями. Впервые он прочитал рукопись Курсави, как отмечают исследователи, примерно в двадцатилетнем возросте, и эта рукопись оказала значительное влияние на формирование реформаторских и философских взглядов Марджани, в частности на концепцию «открытия дверей иджтихада» (вынесение собственного суждения по общественно-правовым вопросам жизни мусульман) и критику идей мутакаллимов – спекулятивных теологов.
В 1845 году Марджани возвращается в Бухару. Он останавливается в медресе «Мир-Араб», которое было знаменито своей богатой библиотекой. Там Марджани знакомится с произведениями ал-Фараби, Ибн Сины, Ибн Рушда, Саади, Навои и сочинениями других великих мыслителей Востока. Его окружают прогрессивные ученые того времени, которых было, правда, немного среди основной массы схоластов-теологов. Именно там Марджани приступает к серьезному изучению культуры, истории, философии Востока. Первые свои произведения он посвятил истории тюркских народов Средней Азии. В этот период Марджани выступает как религиозный деятель, а выражающий недовольство системой преподавания в медресе и стремящийся внести в это дело новшества (4).
В 1849 году, после одиннадцатилетнего отсутствия, с новым багажом знаний Марджани возвращается на родину. Примерно через три месяца после его приезда в Казань, после сдачи им одного экзамена в Казани, а другого у муфтия в Уфе, 30 марта 1950 года, Духовное собрание мусульман издает указ о назначении Марджани имамом-мударрисом 1-й Казанской мечети. Слава о татарском ученом как о большом знатоке наук опередила его приход в медресе. Многие стремятся попасть к нему на обучение(1).
В 1867 г. Духовное управление мусульман Поволжья, приняв во внимание заслуги Марджани и его прекрасное образование, наградило его должностью мухтасиба Казани. Эта должность открыла для Марджани большие возможности. В то время у него завязалось близкое знакомство с некоторыми преподавателями Казанского университета, он хорошо знал академика В.В. Радлова, сотрудничал с известными петербургскими востоковедами В.В. Вельяминовым-Зерновым и шейхом ат-Тантави. Со временем имя Марджани становится известным далеко за пределами Казани: в 1870 году выходит в свет его книга «Назурат ал-хакк», с новыми для своего времени и своей среды религиозно-реформаторскими идеями. Книга принесла широкую известность не только на родине, но и на мусульманском Востоке. Марджани становится видным идеологом религиозного реформаторства, продолжившим и углубившим в новых исторических условиях традиции своих предшественников – А. Курсави и Г. Утыз-Имяни.
«Назурат ал-хакк» получил широкую популярность не только в Поволжье, но и на Ближнем и Среднем Востоке. Этот труд Марджани высоко оценили известные мусульманские ученые Индии того времени Садик б. Хасан ал-Кунуджи и Абд ал-Хай ал-Канави, сирийский ученый Джамал ад-дин ад-Димашки, тунисский – Шейх Мухаммад Байрам.
В 80-х годах XIX в. Марджани начал проявлять большой интерес к истории происхождения татарского народа. Итогом нескольких лет исследования стала книга «Кладезь сведений о делах Казани и Булгара»(2). Этой книгой Марджани стремился доказать преемственность между культурами Волжской Булгарии и Казанского ханства и побудить татар к изучению собственного культурного наследия.
Как преподаватель, Марджани выступал за реформу традиционного образования. Он на собственном опыте знал, какую важную роль играет светское образование. По его мнению, помимо собственной культуры и культуры ислама, для жизни в современном обществе татарской молодежи было необходимо иметь представление также и о культуре европейских народов. Эти взгляды стали причиной разногласий Марджани с ортодоксальными мусульманами, которые, однако, в большинстве случаев отзывались о нём с большим уважением(2).
Шигабутдин хазрат умер в 1889 году, 15 апреля в Казани, когда ему был 71 год. Шигабутдин Марджани похоронен на татарском кладбище Ново-татарской слободы (3). Он оставив после себя богатое культурное наследие и став примером для многих представителей татарской молодежи того времени.
Подготовил Сулейман Айдинов по материалам:
1. Юзеев А. Шихаб Ад-Дин Марджани (1818-1889) / Татарские интеллектуалы: исторические портреты /Сост. Р.М. Мухаметшин, Казань, 2005.,
- 195 лет со дня рождения Шигабутдина Марджани / http://www.gmir.ru/calendar/55/1279.html
- ДУМ РТ объявил 2013 год «Годом Шигабутдина Марджани» / http://islam.ru/news/2013-02-08/6771
- Шигабутдин Марджани и его жизненный путь / http://muslem.ru/%D1%88%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%B1%D1%83%D1%82%D0%B4%D0%B8%D0%BD-%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B8-%D0%B8-%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BF/