Имя Габдерашита Ибрагимова стоит рядом с именами известных татарских общественных и политических деятелей начала XX века, сыгравших важную роль в жизни татарского народа.
Имя Габдерашита Ибрагимова стоит рядом с именами известных татарских общественных и политических деятелей начала XX века, сыгравших важную роль в жизни татарского народа. Однако о жизни и творчестве Габдерашита Ибрагимова написано мало, произведения его не печатались. Даже в наши дни в статьях, посвященных жизни и творчеству Г. Ибрагимова, наблюдаются неточности и ошибочные трактовки отдельных фактов и событий из его биографии, что свидетельствует о недостаточной изученности жизненного пути Г. Ибрагимова.
Габдерашит Ибрагимов был свидетелем всех крупных исторических событий первой половины XX века в России и в мире: революция 1905—1907 годов в России, февральская и Октябрьская революции 1917 и гражданская война в России 1918—1920 годов, вторая мировая война 1939—1945 годов. И на всех этапах крутых поворотов истории Г. Ибрагимов отстаивал политические, национальные и религиозные интересы угнетенных мусульманских народов России и Востока. Вместе с тем Г. Ибрагимов был крупным ученым-исследователем и неутомимым пропагандистом основ ислама. До наших дней остаются невостребованными ценные в научном отношении сведения Габдерашита Ибрагимова по истории, этнографии, фольклору татар, других тюркских и нетюркских народов, собранные им во время его многочисленных путешествий.
Габдерашит Ибрагимов (Габдерашит Гомэр улы Ибрагимов, Габдерашит казый) родился 23 апреля 1857 года в городе Тара Тарского уезд Тобольской губернии (ныне районный центр Омской области) в семье мелкого торговца. Дед и прадед Г. Ибрагимова занимались торговлей, были состоятельными и образованными для своего времени людьми, пользовавшимися большим уважением среди мусульманского населения города. В 1784 году прадед Г. Ибрагимова Габдерашит был избран ахуном (главой мусульманской общины) Тарского уезда и оставался в этой должности до своей смерти (1815). После смерти ахуна обязанности имама Тарской мечети исполнял его сын, Ибрагим (дед Г. Ибрагимова, имя которого положило начало фамилии Ибрагимовых). В середине 30-х годов Ибрагим отправился в паломничество (хадж) в Мекку и Медину, но на обратном пути домой умер в Бейруте.
Отец Габдерашита Ибрагимова Гумер (1820—1872) учился в медресе г. Тары, изучал арабский, персидский языки, хорошо владел русским. В зрелые годы пробовал заниматься торговлей, но неудачно, и последний период жизни провел в крайней бедности. Мать Габдерашита Гафифа-банат (?—1871) родом из деревни Эльмэн (Альменево) Челябинского уезда Оренбургской губернии. Получив хорошее домашнее образование, она в течение сорока лет обучала девочек из мусульманских семей города.
Начальное образование Габдерашит Ибрагимов получил дома и одну зиму проучился в начальной школе татарской деревни Увыш, расположенной в 30 верстах от Тары. По-видимому, из-за материальных трудностей семьи в декабре 1867 года родители отправили его учиться на родину матери, где он учился четыре года, зарабатывая себе на пропитание, нанимаясь на мелкие случайные работы. В 1871 году в Таре умерла мать, а вскоре умер и отец. После смерти родителей 14-летнему Габдерашиту пришлось взять на свое иждивение младшего брата Исмагила. В 1871 году братья переехали в д. Янаул под Тюменью, в медресе которой они проучились до 1876 года и в таких же тяжелых материальных условиях, как в Альменево. Габдерашиту уже шел двадцатый год. Он начал задумываться о смысле своей жизни, о своем будущем. По его признанию, за долгие годы пребывания в медресе он ничему толком не научился. Поэтому он должен продолжать свою учебу, но в других, лучших медресе, у высокообразованных преподавателей.
С этим сокровенным желанием в марте 1877 года он приехал в медресе д. Кышкар Казанской губернии. Это было одно из лучших мусульманских учебных заведений, открытое еще в 1740-х годах, отличавшееся хорошей постановкой учебного процесса, высокой эрудицией и культурой своих мударрисов. Во главе медресе стоял дамулла Исмагил Утямишев, являвшийся одним из образованнейших татарских педагогов того времени. Не случайно Габдерашит сравнивает медресе в Кышкаре с университетом. К сожалению, Г. Ибрагимов здесь учится только около полутора лет. Летом 1878 года он вынужден был выехать на родину за получением нового паспорта. Однако по пути в Сибирь был задержан полицией и как бродяга находился в тюрьмах Чебоксар, Казани, Нижнего Новгорода, Перми, Екатеринбурга, Тюмени и только поздней осенью 1878 года этапом был переведен в г. Тару. Получив новый паспорт, Габдерашит зимой 1878 года выезжает из Тары с намерением продолжить свою учебу в Кышкарском медресе. Но бедность, граничащая с нищетой, заставляет его отказаться от намерения ехать в Кышкар. Таким образом, содержащееся в работах отдельных авторов утверждение об окончании Г. Ибрагимовым Кышкарского медресе не соответствует действительности. С конца 1878 года по июль 1879 года он служит частным учителем в семьях богатых казахов, иногда исполняя и обязанности имама в основном в Кокчетавском, Атбасарском уездах Казахстана. Свою учительскую работу Г. Ибрагимов сочетает с изучением истории, этнографии, фольклора и языка казахского народа. Содержащиеся в его записках сведения о хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуре казахов в последней четверти XIX века продолжают сохранять свою научную ценность до наших дней.
В июле 1879 года Г. Ибрагимов покидает полюбившиеся ему казахские степи и 22 августа через Москву приезжает в Одессу, чтобы оттуда отправиться в Стамбул и далее в священные для мусульман города—Мекку и Медину. Но денег, заработанных им в качестве учителя, хватило только до приезда в Одессу. Поэтому он был вынужден выехать в Стамбул «зайцем» на итальянском грузовом пароходе. В начале сентября 1879 года Г. Ибрагимов прибыл в Стамбул. После короткого пребывания в Стамбуле он вместе с паломниками из России добирается до Мекки и Медины. В Медине Габдерашит остается около шести лет, совершенствует свои знания по истории и теории ислама, изучает арабский язык, литературу и историю. Много внимания он уделяет изучению роли ислама в истории мусульманской культуры. В дальнейшем в своих печатных работах и публичных выступлениях он подчеркивал большую роль ислама в истории культуры мусульманских народов России и других стран. Находясь в Мекке и Медине, Г. Ибрагимов интересовался достопримечательностями этих городов, знакомился с жизнью, нравами и обычаями арабов, в том числе арабов-бедуинов (кочевых скотоводов).
Значительный этнографический интерес представляют его описания молебнов тысяч разноязычных паломников, их быт во время хаджа, жертвоприношения. В Медине Г. Ибрагимов встречался и беседовал с мусульманскими философами, историками, приехавшими туда из разных стран мира, от которых узнавал о жизни, культуре и языках многих неизвестных ему народов. Особенно тесные связи он поддерживал с представителями турецкой интеллигенции, оказавшимися в Медине в качестве шакирдов, учителей, духовных лиц или сосланных туда из Турции за те или иные политические проступки.
В конце 1884 года Габдерашит с одобрения своих мединских учителей приехал в Турцию. В Стамбуле он встречается с видными учеными и государственными деятелями Турции. В медресе «Фатых» посещает лекции известного турецкого ученого-педагога Халис эфенди, посещает университеты, музеи и библиотеки этого крупнейшего города Турции.
В феврале 1885 года Г. Ибрагимов возвратился в Тару, где был торжественно встречен мусульманским населением города и уезда. Он дает согласие занять вакантную должность имама Тарской Соборной мечети, но при условии, что ему будет предоставлена возможность в течение 1885 года вновь посетить Мекку и Медину. Такая возможность мусульманским обществом ему была предоставлена. Вскоре Г. Ибрагимов выехал из Тары, взяв с собой своего брата и несколько подростков для обучения в Стамбуле и Медине. В ноябре 1885 года Г. Ибрагимов уже возвратился в Тару и стал исполнять обязанности указного муллы и мударриса Тарского медресе, а с начала 90-х годов он уже становится ахуном Тарского уезда. В апреле 1892 года Г. Ибрагимов был избран заседателем Оренбургского мусульманского Духовного собрания и назначен казыем (судьей) этого учреждения. Однако через полтора года он оставляет должность в Духовном собрании и вскоре уезжает в Стамбул, где в 1895 году печатает книгу «Чулпан йолдызы» («Утренняя звезда»), которая затем нелегально распространялась в России. В своей книге Г. Ибрагимов подвергает критике русификаторскую политику царизма по отношению к мусульманам России.
Вместе с тем он остро критикует муфтия мусульман России М. Султанова за бездеятельность, корыстолюбие, называет его агентом царизма. Второе издание «Чулпан йолдызы» вышло в 1907 году в Петербурге.
В 1897—1900 годах Г. Ибрагимов совершил длительное путешествие по маршруту: Стамбул — Египет — Хиджаз — Палестина — Иран — Франция — Италия — Австрия — Сербия — Болгария — Южная Россия — Кавказ — Прикаспийское побережье — Бухара — Западный и Восточный Туркестан и Сибирь.
Возвратившись в Россию, Г. Ибрагимов начал активную общественно-политическую деятельность. В 1900—1903 и 1907— 1908 годах в Петербурге он выпускает продолжающееся издание «Миръат» («Зеркало»), с начала 1906 по июнь 1907 год там же издает газету «Ульфат» («Дружба»). Одновременно с этой газетой им выпускается еженедельник «Ат-Тилмиз» («Ученик») на арабском языке, а позже—еженедельный литературно-политический мусульманский журнал «Наджат» («Спасение»). Однако из-за антиправительственной направленности журнала весь тираж уже первого номера был конфискован полицией. Враждебное отношение царского правительства к изданиям Г. Ибрагимова объясняется тем, что в них находили отражение революционные события первой русской революции 1905—1907 годов, подвергались критике внутренняя и внешняя политика царизма, разоблачались действия царской администрации против мусульманских народов России. На страницах указанных изданий и во многих других статьях и брошюрах Г. Ибрагимов выступал против всего отжившего в жизни мусульманских народов России, в том числе татарского народа, призывал российских мусульман изучать русский язык и литературу, писал об огромном вкладе М. В. Ломоносова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и других русских ученых, писателей в развитие мировой науки и культуры.
В своих изданиях Г. Ибрагимов уделял большое внимание вопросам народного образования среди тюрков-мусульман России. Он подвергал критике организацию учебного процесса в мусульманских начальных и средних школах. Писал об отсутствии в них единых учебных программ, учебников и учебных пособий. Во время своих путешествий по России он прежде всего интересовался положением дел в учебных заведениях. По своей инициативе Г. Ибрагимов часто устраивал экзамены учащимся по истории и теории ислама, а также по отдельным общеобразовательным предметам. Будучи сторонником нового метода (джадидизма) в обучении учащихся, характерной чертой которого являлось сочетание преподавания предметов религиозного содержания с преподаванием общеобразовательных дисциплин, Г. Ибрагимов считал, что необходимо использовать рациональные моменты также из старого метода (кадимизма). На страницах «Ульфат» за 1906 и 1907 годы часто печатались материалы об открытии начальных и средних мусульманских школ в разных регионах России и положительном опыте организации обучения в них учащихся.
Активная политическая деятельность Г. Ибрагимова в период революции 1905—1907 годов ярко проявляется в опубликованных работах. Так, в своей брошюре «Автономия или самоуправление», опубликованной в 1906 году, он пишет, что известный манифест царя от 17 октября 1905 года показал неспособность царской бюрократии управлять государством. Мусульмане России, составляющие 25 млн. человек, должны воспользоваться революционной обстановкой в России и добиваться предоставления им культурной автономии. Г. Ибрагимов считал, что автономию необходимо предоставить Туркестану, Казахстану, Азербайджану, татарам и другим народам. Он призывает всех мусульман России позабыть межнациональные споры и единым фронтом отстаивать свои интересы в Государственной думе. Г. Ибрагимов был избран председателем Петербургской секции партии «Мусульман иттифакы» («Мусульманское согласие»), принимал активное участие в разработке программы этой партии, выдержанной в духе программы российских кадетов.
В годы революции 1905—1907 годов Г. Ибрагимов предоставлял страницы своих изданий для выступлений представителям всех мусульманских народов России. В конце 1907 года Г. Ибрагимов побывал в Западном Туркестане, Бухаре, Самарканде, Фергане, Жидесу, Алма-Ате, посетил ряд медресе, где интересовался организацией в них учебного процесса и постановкой воспитательной работы среди шакирдов. В июле 1908 года он отправляется в длительное путешествие по маршруту Казань — Уфа — Челябинск — Петропавловск — Омск — Томск — Иркутск — Монголия — Маньчжурия — Харбин — Владивосток — Япония.
В Японии Г. Ибрагимов встречается с принцем Ито и через него знакомится с рядом высокопоставленных японских государственных деятелей, выступает с лекциями и речами перед японскими слушателями по истории и теории ислама. В марте 1909 года по инициативе Г. Ибрагимова в Японии создается организация «Асия Ги Кай» («Асия савунма Гужу»). Эта организация ставила перед собой задачу распространения ислама среди японцев, но, по-видимому, из тактических соображений организация называлась исламским торговым обществом. Руководителем организации был назначен японский дипломат Охара, получивший имя Абубэкер после принятия им ислама.
В апреле 1909 года Г. Ибрагимов выехал из Японии в Корею, оттуда через Китай, Сингапур, Индию возвратился в Стамбул. Свои путевые заметки он прислал в Казань в редакцию газеты «Баянельхак». Впоследствии книга путешествий под названием «Мир ислама» была издана в Турции. Эта книга принесла ее автору широкую известность. В Стамбуле Г. Ибрагимов выпускает журналы «Мир ислама» и «Тэгаруфы мослемин».
С победой февральской и Октябрьской революций 1917 года в России Г. Ибрагимов связывал большие надежды. В разгар гражданской войны и иностранной военной интервенции в России Г. Ибрагимов приехал в Москву.
В 1922 году появилось сообщение о смерти Габдерашита Ибрагимова. На это печальное известие откликнулся известный татарский писатель Галимджан Ибрагимов со специальной статьей «Тарихи кынгыравык озелде» («Умолк исторический колокольчик»). Эта статья была опубликована в газете «Татарстан хэбэрлэре» от 1 марта 1922 года. Однако весть о смерти Г. Ибрагимова оказалась ложной, ему суждено было жить еще более двух десятилетий. После недолгого пребывания в Восточном Туркестане он возвращается в Турцию и остается там до 1930 года. В 1931 году он вновь совершает паломничество в Мекку и Медину. В 1933 году он выехал из Турции в Японию. В 1937 году по инициативе Г. Ибрагимова завершается строительство Соборной мечети в Токио, в которой он исполнял обязанности имама, выступал активным пропагандистом и распространителем ислама в Японии. В 1939 году в Японии ислам официально признается одной из действующих там религий. В этом акте большая заслуга принадлежит Габдерашиту Ибрагимову.
Умер Габдерашит Ибрагимов 31 августа 1944 года в Японии и похоронен на мусульманском кладбище, расположенном недалеко от Токио.
По материалам
Ф. Валеев. Габдерашит Ибрагимов (1857-1944)/ Татарские интеллектуалы: исторические портреты / Сост. Р. Мухаметшин. – 2-е изд., Казань: Магариф, 2005 – 271 с