Продолжая начатую в предыдущей публикации тему роли мечетей в современном обществе, я хотел бы более подробно изложить свою точку зрения на социальную роль мечетей, которую они могут сегодня играть. Как уже было мною сказано в предыдущей статье мечеть это в первую очередь, безусловно, место поклонения Всевышнему, это ее главная функция. Однако в связи с тем, что мечеть традиционно играла важную социальную роль в обществе, необходимо возрождать и эту ее функцию
Как известно, до революции при мечетях были учебные заведения – мектебе и медресе. Люди получали как светское, так и религиозное образование практически в стенах мечетей или при мечетях. В этом и была одна из важнейших социальных функций мечетей. Сегодня образовательную функцию взяли на себя школы и университеты, полное религиозное образование можно получить также вне мечетей – медресе и исламские университеты функционируют отдельно.
Начало этой темы смотрите в предыдущей публикации
Читайте также: Роль имама в возрождении системы махалля
Однако нельзя отказываться от большой социальной роли мечети, которую она всегда играла. Если 100 или 200 лет назад крайне важной темой было распространение всеобщей грамотности для населения и мечети, а точнее махалли вокруг мечетей, в том числе решали и эту проблему, то сегодня эта проблема решена. Как уже было сказано, высокое профессиональное образование можно получить в новых медресе, исламских университетах и строящейся Булгарской академии. На чем же, в таком случае, сконцентрироваться членам мечетских общин сегодня? Да, организовывать курсы элементарных основ религии нужно, но, конечно, недостаточно. На мой взгляд, как 200 лет для общества крайне важно было достижения всеобщей грамотности, также сегодня важно достижения социальной справедливости. Махалли вокруг мечетей должны заняться работой именно в этом направлении – участвовать в решении существующих социальных проблем.
Читайте также: Махалля в условиях дореволюционного города
Например, сегодня в каждом городе стоит вопрос благоустройства и строительства новых скверов, парковых зон и детских площадок. Помимо того, что махалля любой мечети может организовывать субботники по уборке существующих парков, мне кажется, они могут поставить перед собой и более амбициозную задачу – чтобы при каждой мечети была детская площадка и прогулочная зона. Особенно это касается мечетей, которые находятся в спальных районах окруженных новостройками. Для новых районов прогулочные зоны, детские площадки это крайне актуальная тема. Кроме того, таким образом, удастся ликвидировать психологический барьер перед мечетью, который еще существует у, скажем так, светских татар. Мечеть должна быть открытой и приветливой для людей.
Почему бы не поставить такую цель для каждой махалли в Татарстане: каждой мечети детскую площадку и прогулочную зону! Можно даже уже сейчас одной из основных рекомендаций при строительстве мечети в спальном районе называть строительство при ней прогулочной зоны или детской площадки. Пусть люди всего района независимо от национальности пользуются этим пространством. Это благо для людей, служение обществу. Это по новой открывает перед людьми то, чем мечеть, на самом деле, является: не закрытым пространством для избранных, а открытым местом для тех, кто в этом нуждается.
Читайте также: Фактор социального служения в исламе
Другие направления социального служения
Помимо парков и детских площадок существует масса других направлений социального служения, которыми мечеть может заняться. Думаю, стоит перечислить некоторые из них.
Казанская мечеть Ярдэм. Источник фотографии: yardem.ru
Во-первых, это реабилитация инвалидов. Для этого можно создавать как специализированные реабилитационные центры при мечетях, так и организовывать уход за такими людьми на дому или организовывать некоторую культурную программу, которая бы позволила инвалидам чувствовать заботу общества. Во-вторых, важным направлением является работа с сиротами. Члены общин вокруг мечетей могли бы взять шефство над различными детскими домами: организовывать для детей образовательные курсы при мечетях, приглашать их на летние лагеря, благотворительные обеды и т.д. Здесь важно не просто дарить подарки детям, а обучать их, воспитывать, помочь их становлению как полноценных граждан общества. В-третьих, не менее важно помогать одиноким старикам: это организация ухода за ними на дому, уборка, обеспечение одеждой, продуктами и лекарствами. Также необходимо устраивать различные благотворительные акции – обеды, сбор одежды и т.д.
Само собой, крайне актуальна работа по лечению алкоголиков и наркоманов. Это четвертое приоритетное направление работы для мечетей. Необходимо установить контакты с наркодиспансерами, а также организовывать при мечетях восстанавливающие и реабилитационные курсы.
Читайте также: О сиротстве, социальном служении и идеологии
Здесь я выделил основные направления. Но, конечно, не единственные. Например, мечети должны работать в такой сфере как укрепление института семьи. При каждой мечети должны быть созданы службы знакомств, которые возродили бы институт свах. Кроме того, мусульманские организации должны создавать семейные анти-кризисные центры, которые помогали бы избежать разводов и распада семей.
Другие важные направления: экологические акции (озеленению города, уборки мусора в парках, проведения субботников), работа над созданием межконфессионального и межнационального сотрудничества. Собственно говоря, и работа по повышению религиозного знания среди сограждан, особенно на фоне проблем экстремизма и деструктивных течений, это также пример социальной работы. Это направление можно реализовывать через лекториумы, творческие клубы, воскресные курсы, публичные лекции и выступления.
Одним словом, направлений для социального служения у современных мечетей просто масса. Простора для работы очень много. И этим всем надо уже заниматься прямо сейчас.
Илдар Баязитов