«Для того, чтобы процветало искусство, нужны не только художники, но и меценаты», говорил русский театральный режиссер и актер Константин Станиславский. И в среде состоятельных людей в дореволюционное время в России находилось немало тех, кто готов был заниматься меценатством. Ведь как утверждал банкир и предприниматель Павел Рябушинский, «богатство обязывает».
Что же такое, собственно, меценатство? Это одна из разновидностей благотворительности. Особенностью меценатства является то, что меценаты поддерживают различные социально полезные виды культурной деятельности, а именно: науку и искусство, университеты, музеи, издательства и прочее.
Феномен меценатства важен потому, что именно благодаря ему формируется и развивается национальное достояние и национальное лидерство в сфере науки и современных технологий. Благодаря существованию института меценатства культурные объекты, направления профессиональной деятельности, люди, осуществляющие эту деятельность, получают поддержку от тех частных лиц и организаций, которые могут и хотят направлять средства на развитие культуры и науки, не стремясь при этом получить экономическую прибыль.
Свое название меценатство получило от имени римского благотворителя Гая Цильния Мецената, который был известен как покровитель искусств. Он был помощником и советником римского императора Октавиана Августа, и отличался тем, что мог свободно говорить о том, что он думает, не стремясь кому-то угодить. При римском императоре он отвечал за вопросы культуры и искусства.
Гай Меценат покровительствовал поэтам, помогал им финансово, защищал их от произвола чиновников, и, кроме того, сам занимался сочинительством.
Надо сказать, что примеров меценатства в древнем мире было немало. Например, при раскопках в Феспиях (Древняя Греция) археологи нашли каменную плиту, в которой говорится о передаче крупной коллекции разнообразных предметов искусства местному храму, который регулярно, раз в 5 лет, проводил торжества для поэтов, музыкантов, артистов.
История меценатства достаточно богата и в нашей стране. Так, одним из первых российских меценатов был граф А. С. Строганов (1733-1801) – представитель известного рода русских купцов и промышленников. Он предоставлял большие возможности для изучения собственной картинной галереи, в которую входило 87 картин живописцев флорентийской, римской, ломбардской и венецианской школ. Материальную поддержку от Строганова получали поэт Г. Р. Державин, баснописец И. А. Крылов, скульптор И. П. Мартос и другие.
Надо сказать, что для большинства русских меценатов дореволюционного времени благотворительность стала практически чертой характера. Для многих из них в благотворительности заключался и религиозный смысл. Ведь многие крупные фабриканты и банкиры были потомками купцов-старообрядцев и унаследовали от них особое отношение к богатству и предпринимательству. В частности, исследователь российского купечества П. А. Бурышкин писал о том, что «само отношение предпринимателя к своему делу было несколько иным, чем на Западе. На свою деятельность они смотрели не только, как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчет, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые и смотрели как на выполнение какого-то свыше назначенного дела».
Важно так же и то, что меценаты поддерживали не только деятелей культуры и искусства. Они учреждали новые школы и училища, строили новые институты и университеты, давали стипендии студентам, открывали многочисленные фонды в помощь учащимся и т.д. И все это было нормой.
Аналогично в среде мусульманских народов Российской империи меценатство играло ключевую роль. Для татар же, например, меценатство национальной буржуазии и вовсе стало основой формирования татарской культуры – ведь именно семьи татарских купцов и промышленников (Апанаевы, Утямышевы, Юнусовы и многие другие) финансировали национальные школы, медресе, мечети, строили издательства, открывали газеты, театры, поддерживали студентов и писателей.
Такой же процесс мы наблюдаем на Западе. Крупные предприниматели активно спонсировали и спонсируют сейчас университеты, музеи, библиотеки. Значительное количество ведущих американских и европейских университетов были созданы за счет крупных предпринимателей. Например, знаменитый Гарвардский университет носит имя Джона Гарварда, крупного американского бизнесмена и мецената, который спонсировал университет в 17 веке. Во многом бюджеты таких знаменитых университетов, как Гарвард, Беркли, Стэнфорд, Принстон, Колумбийский и Чикагский формируются за счет частных пожертвований предпринимателей, что делает их островами благополучия и спокойствия. Целевой капитал Гарварда, например, составляет 36 миллиардов долларов. А как следствие, такие условия создают прочную базу технологического, научного лидерства западных стран в современном мире. К примеру, в том же Гарвардском университете училось и работало 75 лауреатов Нобелевской премии, а в Московском университете, для сравнения, таких было всего 6 человек. В Петербургском университете Нобелевскими лауреатами тоже было 6 ученых. Таким образом, вопрос меценатства по своим последствиям является вопросом политическим, поскольку непосредственно связан с вопросом лидерства в научной и культурной сферах. Ведь поддержка университетов, школ, музеев и библиотек – это вложение в успех страны, в лидерство своей отчизны. Если у нас будут лучшие научные центры, университеты, музеи и школы, мы сможем снова стать ведущей мировой державой. Достижение этой цели возможно не только через подготовку новых физиков, врачей, инженеров, программистов, социологов и политологов, но и через удержание их в стране за счет необходимой базы, обеспечивающей свободу творчества и достойный, конкурентоспособный на мировом рынке, уровень дохода.
При этом развитие меценатства в любой стране возможно, если будут созданы соответствующие для него условия как на уровне общества, так и на уровне государства, а именно: со стороны государства и общества меценаты должны получать узаконенные поощрения материального и морального порядка (например, некоторые налоговые льготы); законодательство должно способствовать законной меценатской деятельности; на уровне общественного мнения должен быть сформирован позитивный образ меценатства, то есть меценатская деятельность должна помогать меценату повышать свой социальный статус. В конечном итоге все общество заинтересовано в результатах развитой и хорошо поддерживаемой меценатской деятельности.
Илдар Баязитов