Мечети всегда занимали особое место в мусульманском обществе и культуре, они были и остаются центрами нашей духовности и силы. Это своеобразные точки роста уммы. Конечно, современный век очень быстрый, в нашем обществе очень много меняется, к сожалению, часто это приводит к тому, что люди теряют свою культуру, свою наследие, начинают терять свою идентичность
Первое и, самое важное, что тут следует сказать, это что мечеть является местом поклонения нашему Всевышнему и Всемогущему Творцу. Это главная, основная функция мечети. И цель всех мусульман, а не только имамов, поддерживать мечети в достойном состоянии, чтобы они были предметом гордости исламского общества любого города или страны.
Мечети всегда занимали особое место в мусульманском обществе и культуре, они были и остаются центрами нашей духовности и силы. Это своеобразные точки роста уммы. Конечно, современный век очень быстрый, в нашем обществе очень много меняется, к сожалению, часто это приводит к тому, что люди теряют свою культуру, свою наследие, начинают терять свою идентичность. Это крайне опасная тенденция, потому что полная потеря своего самосознания опустошает не только конкретного человека и конкретно общество, но и, по сути, ведет к обеднению мировой культуры, всего человечества.
Говоря же о мусульманах, то такая тенденция крайне негативна, потому что касается непосредственно веры. Последние десятилетия мы видим как многие «этнические мусульмане», предки которых соблюдали свою религию, сегодня понятия не имеют об исламе и вере своих дедов. Модным становится космополитизм, когда чтобы считаться продвинутым и прогрессивным, то есть человеком широких взглядов, надо либо совсем отказываться от своей религии, либо сваливать все религии в одну кучу, не делая разницы между ними, называя себя, например, человеком мира. Конечно, во многом это результат того, что предки таких людей 70 лет назад переоборудовали мечети в татарских слободах и деревнях под склады и магазины. Сами татары участвовали в этом разрушении мечетей, либо же своим молчаливым согласием не противились такому кощунству. Чего можно ждать, в таком случае, от потомков такого поколения? Антирелигиозность, атеизм, сатанизм, безверие? Да что угодно, лишь бы угодить голливудским стандартам космополитизма и глобализма. Такие люди похожи на дикарей далеких островов, которые за блестящие дешевые побрякушки готовы продать и отдать все, что им дорого. Печальная судьба тех дикарей всем известна.
Чтобы и с нами, татарами, да и всеми мусульманами подобного не произошло необходима очень большая работа. В первую очередь это осознание важности того, что основа основ нашей жизни – ислам – это не что-то из прошлого, отставшее от жизни и почти забытое, а крайне важная современная, очень актуальная часть духовное, культурной и социальной жизни нашего общества. Одним из направлений для достижения этой цели является изменение имиджа мечети. Многие светские татары немного с опаской относятся к мечетям, воспринимая их как нечто архаичное, в социальном плане крайне консервативное и скучное.
Сочетание консерватизма и технологий для мечети
Конечно в духовно-нравственных вопросах мечеть как центр жизни мусульман должна быть консервативной, однако вовсе не в социальном отношении, то есть мечеть должна использовать все современные методы и технологии работы, чтобы проповедовать ислам и мусульманские ценности. Поскольку мы живем в целом в светском и даже секуляризированном пространстве (городах, районах, СМИ), поэтому в конечном итоге люди об исламе узнают именно через мечети. Именно мечеть ассоциируются с исламом. Поэтому, когда мы говорим о том, какой должна быть современная мечеть, мы должны понимать, что мечеть должна стать такой чтобы в нее даже те люди, которые пока знают мало об исламе, хотели приходить, чтобы они не чувствовали барьеры или каких-либо страхов из-за стереотипов об этом месте.
Современная мечеть должна отвечать духу времени в тех технологиях, которыми она пользуется проповедуя религию Аллаха. Конечно, как уже было сказано выше, самая главная роль мечети это организовывать коллективные намазы, чтобы у мусульман всегда было чистое и достойное место, где они могли бы поклониться Всевышнему. Но также мечети должны заниматься образовательной, социальной и культурной работой.
Под образовательной работой я имею в виду самые разные курсы – это должны быть курсы по основам ислама, курсы по чтению Корана. Это в первую очередь. Кроме того, нужны языковые курсы – арабский, татарский, и желательно турецкий и персидский. Очень важно чтобы в мечетях также были и исторические курсы, посвященные нашему богословскому и культурному наследию. Также необходимы летние и зимние лагеря для детей. Это все, на мой взгляд, обязательный базис. Однако для большей эффективности и открытости мечети должны стремиться к большему. В первую очередь организовывать социальную работу – организовывать курсы реабилитации для разных социально-незащищенных групп, то есть браться за те проблемы общества, которые сложнее всего решить.
Читайте также: Илдар Баязитов: Каждый мусульманин должен быть социально полезным
Также на территориях мечетей необходимо организовывать культурно-развлекательные программы, которые бы носили просветительский характер. Например, во время больших праздников и в течение всего месяца Рамадан. Именно так наши сограждане станут ближе к исламу. Узнают больше о своей религии.
Илдар хазрат Баязитов, имам казанской мечети Ярдэм