По итогам первого городского смотра-конкурса культовых объектов Казани мечеть «Сулейман» признана одной из лучших мечетей столицы Татарстана. Небольшая мечеть на окраине Казани, архитектура небогатая, но сюда мечтает попасть каждый, у кого серьезные проблемы со зрением
По итогам первого городского смотра-конкурса культовых объектов Казани мечеть «Сулейман» признана одной из лучших мечетей столицы Татарстана. Небольшая мечеть на окраине Казани, архитектура небогатая, но сюда мечтает попасть каждый, у кого серьезные проблемы со зрением.
Созданный при мечети Учебно-реабилитационный центр для слепых и людей с небольшим остатком зрения — это одно из немногих учреждений в нашей стране, которое позволяет незрячим людям обучаться основам исламский религии.
Сегодня мы беседуем с человеком, благодаря которому многие инвалиды получили образование и работу, тем самым обеспечили себе уверенность в будущем - имамом-хатыйбом мечети "Сулейман" Илдаром Баязитовым.
Когда я познакомилась с этим человеком, я поняла, что его ум и высокие моральные качества способны раскрывать людям глаза. Сегодня очень важно убедить людей протянуть руку тому, кто рядом, заглянуть в глаза, услышать голос и сделать главное — постараться понять. Понять, значит любить…
Илдар хазрат, как могли ли бы Вы охарактеризовать философию своей жизни? Философия добра, благотворительности? Или как-то иначе?
Я думаю, что это философия мусульманина. Мусульманин должен исполнять все предписания Всевышнего, избегать запретного и делать как можно больше добрых дел. Мы сами должны проявить милость к другим. Как говорится в хадисе, кто утолит нужду брата, то его нужду утолит Аллах. Помощь ближнему является одной из наиважнейших заповедей Всевышнего Творца.
Вот это главное правило мусульманина. Каждый мусульманин должен быть еще и социально полезным. Не ограничиваться чтением намаза, Корана, а наряду со всеми этими поклонениями совершать полезные деяния.
Вы имеете в виду служение человечеству?
Служение человечеству, как Вы сказали, невозможно рассматривать как профессию. Обычно, кто трудится только ради зарплаты, не будет воспринимать свою работу как поклонение, как действия, направленные на благоволение Аллаха и на достижение вечности в мире этом и ином.
Если человек воспринимает свою работу как праведный путь к достижению вечной жизни и довольства Всевышнего, такой человек не будет думать о времени и оплате. В своей деятельности он станет единым целым с теми, с кем работает, и это будет его отличием от остальных.
По-другому просто не получится, тем более в работе с инвалидами. К счастью, меня окружили инициативные помощники. Эти люди своим каждодневным кропотливым трудом доказали именно это, и мы претворяем в жизнь программы, связанные с социальными проектами.
В последнее время в России растет интерес к Вашей деятельности. Мечеть «Сулейман» иногда называют мечетью для слепых, а Вас — покровителем обездоленных. Вы согласны с такой оценкой Вашего статуса?
Что касается мечети, действительно, если наши незрячие братья и сестры находят здесь что-то для себя, то мы только радуемся этому. Хотя определение «мечеть для слепых» неправильное, это мечеть для всех, в том числе и для незрячих.
Как Вы начали свой путь?
Первые попытки организации уроков для людей с ограниченными возможностями были предприняты в 2004 году. Все началось тогда, когда в мечеть пришла незрячая бабушка и попросила научить ее читать Коран.
Мы сначала занимались с глухонемыми, преподавали им основы ислама. Постепенно мы поняли, что нам следует работать и со слепыми и слабовидящими, им также необходимы определенные знания в области религии, курсы реабилитации.
Ежемесячно проходят курсы, на которых желающие инвалиды по зрению получают навыки чтения Священного Корана по системе Луи Брайля, а также получают первые навыки по компьютерной грамотности, проходят духовную реабилитацию.
В программу по элементарной реабилитации входят занятия по ориентированию на местности, разрабатыванию чувствительности пальцев, по игре в шашки и шахматы, разработанные специально для слепых.
Под духовной реабилитацией подразумевается приобщение к духовной практике мусульман, исполнение предписаний Ислама, если необходимо, занятия с психологом, так как некоторые инвалиды по зрению, особенно недавно потерявшие зрение, находятся в глубоко депрессивном состоянии, а иногда и на грани суицида. Особые занятия проходят с теми, кто потерял зрение в результате различных аварий, травм и болезней.
Также важную роль в реабилитации инвалидов по зрению играют специальные библиотеки для слепых, цель которых — предоставление инвалидам по зрению возможности относительно независимого и полного доступа к информации.
Использование специальных библиотек в процессах социальной реабилитации носит как непосредственный, так и опосредованный характер.
Помогаете ли Вы в трудоустройстве, поддерживаете ли с ними контакты в дальнейшем?
Да, мы гордимся нашими выпускниками и на протяжении многих лет поддерживаем тесные контакты. Многие отучившиеся у нас шакирды в дальнейшем продолжают обучение уже в светских и в религиозных учебных заведениях, это очень радует нас.
Некоторые из них потом устраиваются на работу. Например, в нашем центре незрячие и люди с небольшим остатком зрения трудятся в мусульманском издательстве, некоторые преподают основы ислама. Я думаю, что когда работодатели смогут осознать, что незрячие — это такие же работники, как и зрячие, что они могут справиться с определенными задачами, то делом будет занято больше инвалидов.
Социализация людей с ограниченными возможностями — одна из сложных задач. Используете ли вы опыт аналогичных зарубежных центров? С какими регионами России сотрудничаете по данному направлению?
Мы за опытом поехали в Турцию. Там работа с инвалидами по зрению ведется на более высоком уровне, чем у нас. Мы ознакомились с работой мусульманских школ для незрячих, реабилитационных центров, компьютерных центров, библиотек для слепых и Федерации спорта незрячих Турции в Стамбуле. За это время мы очень многому научились у них и многое переняли. Теперь, как говорится, работаем сообща.
Что касается регионов России, то у нас тесные контакты с чеченской мусульманской библиотекой для слепых, которая находится в Грозном. Они стараются посылать к нам как можно больше своих шакирдов на обучение.
В свою очередь, они пытаются создать у себя центр, подобный нашему учебно-реабилитационному центру для слепых, поэтому для них важен и поучителен наш опыт. Что касается других регионов в нашей стране, то в Бугульме, Волжске, Ульяновске и в Грозном имеются библиотеки для слепых.
Проводится ли в мечети работа с подрастающим поколением? Мы наслышаны о Вашем благотворительном фонде «Ярдэм», и по разговорам, у Вас намечаются кое-какие преобразования?
Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» создан специально для претворения в жизнь намеченных программ, связанных с социальной помощью самым незащищенным слоям населения, таким как малоимущие, многодетные семьи.
Фонду уже 6 лет, и за годы своего существования он успел помочь многим нуждающимся, даже были куплены дома, были выделены средства на лечение, на различные операции, на повседневные нужды и так далее. Одно из ключевых направлений — это, конечно же, работа со слепыми.
Что касается, как вы сказали преобразований, учредители фонда решили, что отныне фонд будет развиваться в трех направлениях. Первое из них — издательский центр для слепых «Нур». Стоит отметить, что издательский центр и библиотека для слепых при мечети функционируют уже на протяжении многих лет, ими изданы брайль-версии десятков книг.
Название «Нур» придумал директор библиотеки Ильгизар Хамидуллин. Сам он незрячий, решил назвать данный центр именно таким образом, так как «Нур» переводится как свет, это то, чего лишены незрячие, и эти книги позволяют многим незрячим прикоснуться к миру ислама и духовности.
Поэтому данное направление будет заниматься изданием литературы по системе Луи Брайля, книг с крупным шрифтом для слабовидящих, аудиокниг, аудио-версий газеты «Ислам info» и рассылкой данной литературы по регионам России.
Большинство незрячих подписчиков — это наши бывшие щакирды, которые отучились у нас, и другие, всего более 500 человек. Все книги и аудиодиски распространяются ежемесячно, рассылаются десятки книг и дисков в разные регионы России, среди которых Башкортостан, Челябинская, Ульяновская, Нижегородская области, Чечня, Дагестан и др.
Второе направление — это учебно-реабилитационный центр «Сулейман». Данный центр будет заниматься организацией месячных курсов реабилитации слепых, о которых мы говорили. Третье направление — это у нас центр социальной помощи «Икрам», который будет заниматься благотворительностью.
В настоящее время начато строительство нового реабилитационного центра для инвалидов по зрению. Расскажите, пожалуйста, об этом.
Да, летом 2008 года мэр Казани Ильсур Метшин принял решение о выделении земельного участка площадью 1,85 га под строительство мечети в комплексе с мусульманским учебно-реабилитационным центром для инвалидов по зрению.
Новый комплекс призван стать социальным объектом общероссийского масштаба, где одновременно сможет обучаться свыше 90 человек. К примеру, существующий сейчас учебно-реабилитационный центр вмещает лишь 15-20 человек.
По замыслу, в новом комплексе будет много новшеств. Там будут отдельные помещения для обучающихся женщин и мужчин, которые будут приезжать к нам из разных уголков страны, отдельные классы, библиотека, многофункциональный спортивный класс, где можно будет заниматься на тренажерах, типография.
В ряде регионов страны наблюдается так называемый процесс возрождения ислама. Это характерно для Татарстана, Чечни. Какие задачи, на Ваш взгляд, являются приоритетными на этом пути?
В последнее время в мире формируется искаженное представление об исламе как о религии агрессивной, оправдывающей экстремизм и насилие. Лидеры нашей страны, духовные авторитеты, имамы, ученые-теологи должны активнейшим образом включиться в антитеррористическую пропаганду...
Ислам необходимо упорно разъяснять, и что особенно важно, правильно представлять, чтобы его лицо было показано всему миру. Важно, чтобы общественное мнение было правильно информировано по этому вопросу. Неправильная информация должна быть скорректирована.
Нужно рассказывать, что ислам — это религия, которая несет добро. По-моему, если мы будем заниматься делами насущными, например, помощью нашим близким, нуждающимся, то и авторитет ислама будет расти. Для этого необходимы мусульманские издания для просветительской работы.
Что Вы хотели бы донести до сознания людей всего мира?
Необходимо донести до людей, что истинный мусульманин не может быть террористом, как и террорист не может быть истинным мусульманином. Терроризм — один из тяжких грехов, и противоречит сути Ислама. Коран всегда призывает творить добро.
Необходимо вести серьезную пропагандистскую работу, рассказывать о том, что ислам призывает к добру и миру, что все эти террористические акты связывают с религией из-за незнания ислама, нехватки просвещения, поэтому исламское просвещение необходимо развивать.
На Ваш взгляд, каким должен быть имам 21 века?
Думаю, что имамы всех веков должны быть похожи на первых мусульман: богобоязненными, искренними и праведными. Наш Пророк (с.г.в.) призывал людей верить в Аллаха и следовать другим столпам веры. Наша работа заключается в том, чтобы спасать людей от неверных мыслей и суеверия, очищать их от грехов и всего аморального и учить их тому, как следовать Священной Книге.
Как Вы понимаете счастье?
Счастье — это цель, ради которой самоотверженно переносят любые трудности. Но что есть счастье? Это очень трудный вопрос. Для кого-то счастье заключается в деньгах, кто-то жаждет власти, кто-то следует своим страстям. Понимаете, это не вечно. Те, кто искал счастье в этих направлениях, всегда ошибались.
В основе добродетели лежит вера. Добродетель означает любовь, нежность, братство, дружбу. Человек отдает свою любовь и заботу семье, друзьям, родине, народу, он делит с ними радости, печали и боль. Он испытывает удовлетворение от сопереживания другим людям. Лично я так понимаю счастье…
Беседовала Рузиля ГАРАЕВА