Что понимать под мусульманским наследием татар? Каким образом его возрождать? Все ли из наследия возрождать нужно? Как сделать так, чтобы среди татар снова появились выдающиеся исламские богословы? Каким образом популяризировать это наследие среди российских мусульман?
Последние годы довольно активно и много говорится о возрождении наследия мусульманских народов России. Это стало особенно актуальным из-за проблем, которые создают экстремистские и деструктивные течения.
В связи с этим мы были свидетелями множества дискуссий на эту тему, которые происходили как среди отечественных ученых, так и мусульманского духовенства. В ходе этих дискуссий поднимались такие вопросы как: Что понимать под мусульманским наследием татар? Каким образом его возрождать? Все ли из наследия возрождать нужно? Как сделать так, чтобы среди татар снова появились выдающиеся исламские богословы? Каким образом популяризировать это наследие среди российских мусульман?
В 2010 году покойный Валиулла Якупов даже ввел специальный термин ревайвализация (от английского слова revival, что значит «возрождение») ислама в Татарстане. Валиулле хазрату не нравился русскоязычный эквивалент этому слову – возрождение – потому что в нем было слово «рожать», что означает, что исламу нужно было родиться в Татарстане по новой. Однако, по его мнению, ничего по новой рожать не нужно было, так как у ислама в Татарстане тысячелетняя история, и она – эта история – на самом деле, не прервалась даже в советские годы. Валиулла хазрат старался показать, что эта нить не прерывалась и нам нужно просто ревайвализировать то, что есть и было.
Валиулла Якупов
В этом контексте, к слову, приняло особое звучание тема истории ислама в Советском Союзе. Ведь мы, действительно, имели массу примеров того как наши предки, которые отучились еще в дореволюционных медресе продолжали свой путь исламского призыва и образования в жесткий период государственного атеизма. И здесь самое главное, что знания и дух старых медресе им удалось передать своим ученикам, некоторые из которых до сих пор работают в наших мечетях и медресе.
Меня очень радует, что Президент нашей страны Владимир Путин предложил открыть в Булгаре всероссийскую исламскую академию. Это очень сильный и правильный шаг, который сможет стать поворотной точкой в мусульманской истории нашей страны. Нет сомнения, что если реализацией этого проекта занялись первый Президент Татарстана Минтимер Шаймиев и нынешний Президент нашей Республики Рустам Минниханов, то у Академии большое будущее. Такой центр должен стать местом сосредоточения изучения всего нашего богословского наследия. Это очень большая и сложная работа, которая может быть реализована только в таких же больших амбициозных проектах.
Однако нельзя, чтобы изучение нашего богословского наследия превратилось в скучные библиотечные штудии, когда тысячи трудов наших богословов, историков и общественных деятелей, оказались изученными только узким кругом специалистов, а вся литература оказалась бы на полках университетских библиотек и архивов. Это знание необходимо не только изучить, но и научиться его применять в современной жизни, уметь его преподавать, популяризовать через СМИ. Вот в этом конечная цель.
Этапы работы
Таким образом, я вижу тут два основных этапа работы: 1) полное изучение всего нашего мусульманского наследия и 2) и последующая его популяризация. На самом деле, сложно сказать, какой этап более важный или трудоемкий. И то и другое, на мой взгляд, в равной степени важно и очень трудоемко. На изучение всего наследия необходимы годы и десятки первоклассных исследователей. В связи с этим вопрос, с какой части наследия необходимо начать работу, и где найти десятки первоклассных специалистов? Само собой в Татарстане очень много первоклассных ученых, которые понимают эту тему, но явно этого числа недостаточно и для более эффективной и интенсивной работы необходима активная международная кооперация с лучшими исламоведческими и мусульманскими научными центрами мира. Вопрос о том, с какой части нашего наследия надо начать активное изучение, также важен, поскольку это связано с практическими нуждами сегодняшнего дня – что именно сегодня нужно популяризировать, чтобы интерес к этому наследию возник не только у специалистов, но и у каждого мусульманина? То есть это должна быть та часть наследия, которая созвучна сегодняшним вопросам и проблемам. Чтобы решить этот вопрос, нужны опять-таки специалисты, которые и подскажут, с какого края мы должны подступиться, чтобы начать эту работу.
После изучения, чтобы весь этот труд оказался востребован в обществе, необходима довольная сложная и многоступенчатая работа по популяризации этого наследия. Во-первых, необходимо задуматься о том, как внедрить изучение этого наследия в мусульманских вузах. Чтобы будущие имамы и мусульманские ученые очень хорошо знали труды наших предков и понимали в чем и в каких случаях их мысли и идеи могут быть полезны. Второй момент – это умение доступно и понятно рассказывать об этом наследии обществу. Для этого надо использовать все инструменты медиа – просветительские передачи на ТВ, статьи в Интернете, видео лекции (можно и в коротком формате) на Youtube и т.д.. Здесь очень важно подумать над тем, как именно подавать этот материал, чтобы человек захотел кликнуть на ссылку и прослушать минилекцию или прочитать статью. Вопрос позиционирования, крайне важный в PR технологиях, здесь необходимо учесть в полной мере. Надо продумать все: Как назвать статью или ролик, как построить структуру повествования, как визуальной оформить видео или текст, какой лексикон использовать? Здесь важно все до самых мелочей. Да и в подобном деле и не может быть даже такого слова – мелочь. Важно все! Кроме того, нужно организовывать сотрудничество со всеми возможными вузами и лекционными площадками, чтобы проводить там публичные выступления и лекции о татарском богословском наследии. Самое собой и все мечети и мусульманские вузы должны стать местами через которые эта информация расходилась бы среди мусульман.
Одним словом, вопрос популяризации нашего наследия не менее важный, чем вопрос его изучения. И видимо заниматься ими должны разные специалисты. Изучением – исламоведы и мусульманские теологи, а популяризацией – пиарщики, журналисты, лингвисты и прочие специалисты по медиа-технологиям, ну и, конечно же, имамы мечетей и преподаватели медресе и исламских вузов.
Да, работы много, но от того еще и интереснее – ведь перед Татарстаном и всеми мусульманами нашей страны стоит, действительно, достойная цель!
Илдар хазрат Баязитов