У ряда мечетей Турции есть своя история. Историческая память не предала их забвению. Некоторые из этих историй вдохновляют и вызывают глубокий интерес, другие покажутся удивительными и странными
В Турции тысячи мечетей. В каждом квартале есть своя мечеть. Некоторые мечети известны во всем мире, другие занимают важное место в истории ислама. Все турецкие мечети имеют отличительную архитектуру, что делает их узнаваемыми и особенными.
У ряда мечетей Турции есть своя история. Историческая память не предала их забвению. Некоторые из этих историй вдохновляют и вызывают глубокий интерес, другие покажутся удивительными и странными.
Мечеть «Как будто я поел»
Самой удивительной и вдохновляющей является история мечети «Как будто я поел» (с тур. «SankiYedimCamii»).
Минарет мечети SankiYedimCamii. Источник фотографии: aljazeera.net
С удивительного названия «Как будто я поел» начинается история этой старинной мечети, которую построил в 17 веке во времена Османов мужчина по имени Хайрутдин Качаджизаде.
Снаружи возле двери мечети находится вывеска, на которой вкратце описана история мечети
Рассказывается, что Хайрутдин-эфенди, прогуливаясь по рынкам Стамбула и видя на прилавках деликатесы, подобно любому человеку чувствовал слабость к ним и желал их приобрести, однако он не был как все. Этот человек воздерживался от удовлетворения своей души. Вместо того, чтобы тратить деньги на покупки, он откладывал сумму денег, которую мог отдать за желанное, в копилку у себя дома. Всякий раз,откладывая деньги, он хлопал себя по животу, приговаривая: «Как будто я поел». Тем самым, пытаясь убедить себя в том, что он получил желаемое.
Шли дни и годы, и наконец,в его копилке собралась круглая сумма денег. Теперь он мог осуществить свою мечту, ради которой и копил эти деньги. Его мечтой было построить мечеть в районе, где он жил. У Хайрутдина-эфенди получилось сделать это, однако, при помощи друга – Мухаммада Шауки-эфенди. Хайрутдин, его друг и соседи назвали мечеть «Как будто я поел».
Вход в мечеть, которая прославилась своей удивительной историей
На протяжении нескольких веков мечеть выполняла свою мирную функцию, однако в ходе Первой мировой войны, которая вспыхнула в 1914 г., часть мечети была разрушена. Тем не менее, турецкий народ не позволил исчезнуть этой мечети, и в 1960 г. была восстановлена и отреставрирована разрушенная часть мечети.
Читая историю об этой мечети, дорогой читатель, возможно, представляет себе огромную мечеть с четырьмя высокими минаретами, похожую на большинство мечетей в Турции. Однако это не так. Мечеть «SankiYedimCamii» - это небольшая простая мечеть, которая находится в квартале Зерек в районе Фатих города Стамбула. Этот район носит название Фатих в честь Османского султана Мехмеда Фатиха – Завоевателя Константинополя (совр. Стамбул). В нем также находится известная большая мечеть, названная в честь султана «Фатих» (FatihCamii).
Архитектура мечети «Как будто я поел» не имеет прямой связи с османским зодчеством, кроме единственного минарета, возведенного в традиционном турецком стиле.
Мечеть вмещает всего лишь 200 молящихся. Внутри находится отдельное помещение для женщин. Помимо пятикратных намазов в мечети во время благословенного месяца рамадан проводится таравих-намаз. Также в мечети ведутся уроки по Корану и исламскому праву. Объявление о проведении уроков написано на двух языках: арабском и турецком.
«Хайрутдин Качаджи обуздал прихоти человеческой души и направил их в благое русло. Поистине в этом есть великое назидание» - сказал муфтий района Фатих города Стамбул Абдус-Самад Айдын.
Хайрутдин-эфенди умер, во время войны мечеть была разрушена, но те ценности, ради которых он построил мечеть, не умерли вместе с ним. Они до сих пор живы и непоколебимы.
Мечеть Улу-Джами
Мечеть Улу-Джами в Бурсе. Фото из Википедии
Посетитель Большой мечети в турецком городе Бурса обязательно задастся вопросом о причине наличия внутри мечети фонтана, который занимает немало места в центре здания. Причина установки фонтана внутри заключается далеко не в создании удобств для прихожан, желающих совершить омовение или утолить жажду горной водой.
Старинный мраморный фонтан, располагающийся в центре мечети Улу-Джами, является, словно свидетелем победы умеренности над экстремизмом. Что касается истории этого фонтана, которая переносит нас на шесть веков назад, то она до сих пор несет в себе назидание, гласящее о способности сынов одного народа прийти к компромиссу друг с другом в спорных вопросах.
Множество турецких исторических источников говорят о том, что строительство мечети относится к 1396 г. – периоду правления султана Баязида. В те времена государство решило выкупить недвижимость, находящуюся в центре Бурсы, чтобы затем снести ее и построить на этом месте одну большую мечеть. Однако один человек, дом которого находился в центре выкупаемой недвижимости, был христианином, и отказался продавать свое жилище, несмотря на серьезные попытки убедить его в обратном.
После множества переговоров и попыток переубедить собственника дома, тот отказался от своего жилища, взяв за это крупную денежную компенсацию, и с условием, что мусульмане не будут совершать намаз на месте его дома. С этим условием согласился османский муфтий и посчитал, что мужчина-христианин имеет на это право.
Строители и организаторы строительства мечети первоначально пришли в замешательство относительно того, каким образом выполнить данное условие, так как помещения для омовения традиционно строились по краям мечетей, дабы большая территория отводилась для рядов молящихся. Однако неординарное мышление привело известного архитектора Али Нассара к мысли построить фонтан в центре мечети, дабы выполнить тем самым договор, заключенный с мужчиной-христианином.
Мухаммад Ибрагим Оглу, являющийся одним из служителей «Улу-Джами», подтверждает этот исторический факт, говоря, что данное обстоятельство оставило в сердцах жителей города из числа немусульман приятный след, который можно было наблюдать на протяжении последних шести веков.
Оглу также отметил, что жители Бурсы воспринимают мечеть Улу-Джами не только как место для совершения религиозных обрядов, но считают ее символом мирного сосуществования мусульман и христиан.
Мечеть как будто бы пропитана арабским духом, так как в ней можно увидеть множество каллиграфических надписей с аятами из Священного Корана, именами четырех праведных халифов (Абу Бакр, Умар, Усман и Али), и сподвижников обрадованных Раем еще при жизни.
«Жители Бурсы очень хорошо ознакомлены с арабской культурой, так как во время Османов мечеть была «магнитом» для многих арабских ученых и просветителей, которые приезжали сюда с проповеднической целью» - сказал имам мечети Джунейд Умут.
Под двадцатью куполами и двумя возвышающимися минаретами мечети, площадь которой составляет 3260 кв.м., располагается стеклянный ящик, хранящий вот уже на протяжении нескольких веков часть покрывала (кисва) Каабы. Прихожане с большой тоской по Заповедной мечети в Мекке (масджид аль-харам) смотрят на кисву.
Один из двух минаретов мечети. Фото из Википедии
«Мечеть Улу-Джами с большим уважением относится к арабскому народу, так как Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был арабом, и именно он объединил нас, наставив на путь ислама. Если дом Аллаха указал нам путь к примирению с теми, кто не исповедует нашу религию, то как же не найти нам общий язык с нашими единоверцами, отличающимися от нас только своей национальностью» - добавил имам мечети.
Для прихожан мечети предусмотрены полотенца для разового использования
«Многие жители города стали изучать арабский язык из-за своей любви к арабо-османской каллиграфии, которую можно увидеть повсюду в мечети» - подчеркнул имам мечети Джунейд Умут.
Несмотря на то, что мечеть посещает большое количество туристов разных конфессий и национальностей, самым ярким впечатлением от мечети остается смиренность голосов верующих пред Всевышним.
Туристы внутри и снаружи мечети Улу-Джами
Помимо феноменальных по своей красоте михраба и деревянного минбара, при изготовлении которого не было использовано ни одного гвоздя, в стенах мечети есть небольшие ниши, напоминающие собой комнаты для отшельников, в которые входит только тот, кто полностью отрешился от мира этого в пользу богослужения.
По словам Джунейда Умута, мечеть является центром активной деятельности жителей Бурсы, численность которых достигает более 1,3 млн., и также является своего рода визитной карточкой города, который не забыл заслугу мужчины-христианина в основании этой мечети.
Член Общественного совета ФСИН России, советник муфтия Татарстана по социальным вопросам, руководитель ОБФ «Ярдам-Помощь» Илдар Баязитов рассуждает о мигрантах, религии и просвещении в исправительных учреждениях на фоне трагедии в ИК п...
У каждой мамы малыша возникает вопрос: отдавать ребенка в детский сад или самой заниматься его воспитанием. Если семья мусульманская, то вопрос более актуален, так как в обычных дошкольных учреждениях ни питание, ни воспитание не соответствуют закона...
Казанский благотворительный фонд собрал и передал нуждающимся 60 тонн гушр-садаки. Гушр – это особый вид милостыни, когда отдают неимущим часть полученного за сезон урожая. Обязательность гушр-садаки обусловлена тем, что подли...
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info".
При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+