Имам в современной мечети это не просто администратор, который принимает решения о том, чтобы богослужения проходили по правилам и вовремя. В общем-то, только этими проблемами имамы никогда и не занимались. Если обратиться к истории татарского народа, то мечети были центрами жизни общин, а имамы соответственно их лидерами.
К сожалению, сейчас эта традиция разрушена и многие прихожане мечетей просто не знают как раньше была устроена приходская жизнь и что такое вообще махалля. Единственные, кто сейчас может донести людям о том, что у нас была система махалли, рассказать о том, как она функционировала, это имамы. Конечно, историки пишут об этом научные труды, но имамы имеют непосредственный контакт с населением. Притом с населением разным. Соблюдающие мусульмане приходят в мечеть на жомга намаз и на другие намазы и во время проповедей имамы могут рассказать об истории ислама у татар. Но помимо соблюдающих мусульман в мечеть часто приходят и те, кого принято называть этническими мусульманами, они обращаются в мечеть по разным вопросам и имамы тоже должны вести просветительскую работу среди этой группы населения. Кроме того, на мой взгляд, имамам надо чаще покидать мечеть для того, чтобы больше общаться с населением – устраивать встречи с людьми, ходить в школы и предприятия.
Социальная история ислама у татар
Конечно, для того, чтобы вести такую просветительскую работу имамы должны сами быть хорошо образованы. В религиозных учебных заведениях необходимо подробно рассказывать не просто об истории ислама у татар, а о социальной истории татарского ислама, то есть о том, как была выстроена общественная жизнь вокруг мечетей, о жизни махалли. Конечно, 21 век это не 19 век, однако такой социальная история ислама у татар могла бы быть практически прикладным предметом, который повествовал бы о том, как выстраивать общинную работу. Кстати, здесь не будет зазорным обратиться к тому, как система традиционных общин функционирует за рубежом, например, в Турции, Средней Азии, вообще на Ближнем Востоке.
Если имам работает в сельской местности или в какой-то исторической мечети в Казани, то ему следует изучить историю мечети и села, чтобы рассказывать населению о том, какая мусульманская жизнь протекала в их районе, селе, мечети в прошлом. Людям вообще интересна локальная история, история их населенного пункта, их района, поэтому изучая эту историю люди смогут понять как важно возрождать систему махалли. Например, с этой целью при мечетях в районных центрах можно было бы организовать краеведческие кружки, с помощью которых просвещать людей об истории ислама в их местности.
Финансирование махалли
Самое большое отличие татарского имама 19 века от современного имама в том, что современному имаму приходится тратить очень много сил и времени на поиск средств для мечети. Раньше махалля спонсировала работу мечети, была национальная буржуазия, которая сама выступала инициатором строительства мечетей, медресе, мектебе и спонсировала их работу. Религиозным же деятелям нужно было заниматься проповедью, мусульманскими науками.
Сегодня много говорят о том, что татарам нужно восстанавливать богословскую традицию, но тут ведь все просто: чтобы у имамов появилось элементарно свободное время для того, чтобы заниматься наукой их нужно освободить от необходимости заниматься поиском средств. Выполнять свои ритуальные обязанности (намаз, дагват и т.д.) ради довольства Всевышнего они и так будут, но ведь кроме того очень много времени уходит на решение вопроса элементарной выживаемости мечети, семьи имама. У людей с религиозным образованием сейчас просто нет времени на богословские штудии.
Пока у нашего бизнеса не будет желания помогать мечетям в решении их повседневных проблем, говорить о формировании богословской школы крайне сложно. И здесь, кстати, неправильно надеется только на государство, наоборот это должно быть движение снизу – чтобы мусульмане сами брали ответственность за судьбу своих мечетей, учебных заведений, то есть за татарскую часть уммы. Все зависит от нас.
Конечно, чтобы авторитет имама был большим он должен быть примером для прихода, для мусульман. Вообще сейчас нужно понимать какая большая ответственность лежит на имамах в развитии будущего ислама. К сожалению, в народе имидж духовенства не всегда положительный и именно поэтому сегодня имаму надо быть в два, в три раза лучше. Имам должен быть и безупречным примером богобоязненности, нравственности, скромности и иметь хорошее образование, быть начитанным. Только в таком случае люди потянутся в мечеть и тогда предприниматели, возможно, смогут помогать мечетям.
В контексте, финансирования мечетей необходимо поднять вопрос и о вакуфном имуществе. Это отдельная тема, которая требует проработки, поскольку возрождение института вакуфа позволила бы мечетям быть самоокупаемыми.
Илдар Баязитов