О моральной журналистике и профессиональных кодексах.
Последние годы среди мусульман страны активно ведутся разговоры о том, что существует необходимость создание особой мусульманской журналистики. На мой взгляд, вопрос надо ставить шире, поскольку даже если мы сможем сформулировать принципы мусульманской журналистики, нам, тем не менее, придётся работать в том же информационном поле, которое существует сейчас. Это поле давно сформировалось, живет по своим законам, которые будут доминировать, если все несогласные с этими законами будут обособляться и не вступать в прямой диспут с ними.
Мусульманская журналистика может существовать на страницах мусульманских сайтов, однако мусульманам надо работать не только на религиозных средствах массовой информации, но и в светских СМИ. Кроме того, все мусульмане сегодня находятся под давлением и влиянием общего информационного поля и обособиться на мусульманских сайтах не получится. Дискуссии о мусульманской журналистики может быть и нужны, но сегодня вопрос надо ставить шире и говорить о том, что принципы работы вообще всей журналистики необходимо рассматривать по новому. Необходимо больше и чаще говорить о моральных основах журналистской работы, то есть говорить о моральной журналистике.
Мораль как нравственная система ценностей, которая пробуждает в человеке такие чувства как долг, ответственность, совесть, честь, достоинство, честность, должна стать важным ориентиром вообще журналистской работы. Журналист должен ориентироваться на согласование своих интересов с общими интересами. Моральные принципы как западного, так и восточного обществ, сформировались на основе религиозных принципов эти принципы, которые, в общем, едины для всех монотеистических (и не только) религиозных традиций.
Сегодня эти принципы легли в основу этики многих светских обществ. Однако современного информационное общество поставило под угрозу существования этих принципов и в светском обществе, поэтому сейчас как никогда назрела необходимость снова поднять вопрос о соблюдении моральных принципов и поскольку именно информационная сфера стала главным каналом разрушения этих нравственных основ, то с этой области и необходимо начать.
Моральная журналистика представляет собой как принцип работы, на который должны ориентироваться журналисты независимо от специализации, так и некоторое идеологическое направление, которое ориентировано на то, чтобы освещая любой вопрос, журналист понимал важность, что конечный результат работы должен быть шагом в достижении социальной справедливости и гармонии в обществе.
В данной статье мы остановится на первой аспекте моральной журналистики – как определенном принципе профессиональной морали СМИ.
Профессиональная мораль. Конечно, именно с этого аспекта необходимо начать формулировать, ключевые моральные аспекты работы журналистов. Во многих странах мира существуют журналистские кодексы. В 1983 году на очередной консультативной встрече международных и региональных журналистских организациях были приняты так называемые «Международные принципы журналистской этики». Прежде всего, они требуют от работников СМИ правдиво и честно распространять новости и обеспечивать право людей на свободное выражение мнений и свободное получение информации.
Профессионально-этические стандарты, выработанные мировым журналистским сообществом являются сегодня общими для всех журналистов, однако надо признать они очень плохо работают и журналисты практически перестали на них ориентироваться. Такого рода кодексы на национальном уровне государств принимаются разные и все они в некотором роде похожи. Как пишет российский исследователь данного вопроса К. Миронова финский исследователь Ларс Бруун провел разбор 59 подобных профессиональных кодексов. Он выявил, что в 53 кодексах в качестве высшей ценности провозгласил следование истине. Требования, зафиксированные в первых кодексах, обычно не выходят за пределы общечеловеческих норм нравственности и рекомендации на уровне здравого смысла. Пиши правду, придерживайся фактов даже тогда, когда они тебе неприятны, уважай честь и достоинство каждой личности, ее право на частную жизнь, не пиши против совести и не принимай ни от кого подачек, исправляй допущенные ошибки, будь честным при сборе распространении новостей, уважай демократические институты и общепринятые нормы морали – вот краткий перечень основных принципов, которые обычно составляют основу кодексов журналистской этики. Кодексы отличаются друг от друга по степени обобщенности требований, предъявляемых журналисту. Одни включают только общие принципы, другие снисходят до конкретных рекомендаций поведения в той или иной частной, но типичной ситуации.
Однако, несмотря на такое большое количество кодексов профессиональной журналистской этики работа журналистов с каждым годом становится все отвратительней и не чистоплотней. Возникает вопрос: почему, несмотря на то, что в мире существуют десятки, если не сотни и тысячи кодексов, ситуация не исправляется, а становится только хуже?
Конечно, тут несколько факторов. Во-первых, падение общих нравственных основ многих современных обществ и в том числе, к сожалению, российского. Во-вторых, существующие в открытом плавании СМИ, в том числе и Интернет сайты, в условиях конкурентного рынка, готовы идти на любые уловки ради увеличения читаемости и посещаемости.
Данная картина напоминает замкнутый круг и никакие многочисленные кодексы этики ситуацию, по крайней мере, в нашей стране исправить не могут. Возникает вопрос: что в такой ситуации делать? Каким образом популяризировать принципы моральной журналистики?
На мой взгляд, отличным методом исправления ситуации могло бы стать появление в среде российских журналистов, которые не только в открытую будут говорить и писать о необходимости моральных принципов, но и своей работой смогут продемонстрировать, что, не отказываясь от моральных и нравственных основ, можно быть успешным журналистом и можно делать востребованное СМИ. Как известно, чтобы идея стала популярной в обществе, необходимо, чтобы ею сначала загорелись 3-5 процентов населения, поэтому сегодня настоящим прорывом было бы создания крупного успешного СМИ, которое отказалось бы от нечестных методов работы, от скандальности и спекуляции. Профессиональное, крупное, успешное СМИ, журналисты которого ориентировались бы на определенные моральные принципы, стала бы лучшим способом популяризации моральной журналистики.
Ведь, как известно, нет лучшей пропаганды, чем собственный пример и никакие кодексы здесь не нужны. Возможно, именно мусульманам, которые обязаны в любой сфере своей деятельности ориентироваться на нравственные основы, стоит задуматься о том, чтобы задать тон и запускать средства массовой информации новой формации? От этого выиграет и общество в целом, и мусульмане, в частности.
Илдар хазрат Баязитов