В советские годы народы нашей страны были оторваны от духовно-нравственного корня – от своей веры. Тысячи мечетей были разрушены или переделаны под склады, магазины и другие, далекие от религиозной жизни, предназначения. Как итог – мы имеем несколько поколений людей, совершенно оторванных от своей религии и от своих корней
У известного советского писателя Чингиза Айтматова есть роман «И дольше века длится день», который стал очень популярным после распада СССР. В этом романе Айтматов описывает историю человека, который был взят в плен и превращен в безвольное рабское создание, полностью подчиненное хозяину и не помнящее ничего из своего прошлого.
Айтматов и СССР
Айтматов писал о том, что предназначенному в рабство пленнику обривали голову и надевали на неё шири — кусок шкуры с выйной (шейной) части только что убитого верблюда. По описанию Айтматова, после этого пленнику связывали руки и ноги и надевали на шею колодку, чтобы он не мог коснуться головой земли, и оставляли в пустыне на несколько дней. На палящем солнце шири съёживалась, сдавливая голову, волосы врастали в кожу, причиняя невыносимые страдания, усиливаемые жаждой.
Результатом такой процедуры становилось то, что жертва либо гибла, либо теряла память о своей прошлой жизни и тем самым становилась идеальным рабом, лишённым собственной воли и безгранично покорным хозяину.
Айтматов в своем романе рассказала про жестокую жизнь такого раба – молодого кочевника Жоламана, попавшего в племени жуаньжуанам. В плену его сделали манкуртом. Его мать Найман-Ана долго искала сына, но, когда она нашла его, он её не узнал. Более того, он убил её по приказу своих хозяев.
Эта история не случайно стала так популярна в нашей стране. История народов бывшего Советского Союза самая лучшая для этой легенды иллюстрация. В советские годы народы нашей страны были оторваны от духовно-нравственного корня – от своей веры. Тысячи мечетей были разрушены или переделаны под склады, магазины и другие, далекие от религиозной жизни, предназначения. Вдумайтесь только: здания, которые еще недавно были местами поклонения для миллионов людей, разрушались и перестраивались под склады! И совершали это люди, которые сами в прошлом порой обучались в медресе при этих же мечетях. Какой ужасающий по своему кощунству эксперимент был проделан с нашим народом. Страшно представить! Как итог – мы имеем несколько поколений людей, совершенно оторванных от своей религии и от своих корней. Поэтому сегодня, чтобы считаться продвинутым, модным, просвещенным, человеком и так называемых широких взглядов – надо стать непомнящим своего происхождения космополитом, для которого вера и традиции не имеют никакого значения. Однако я считаю, чтобы быть образованным, культурным, прогрессивным человеком необязательно становиться антирелигиозным, не уважающим свой народ и происхождение человеком.
«Продвинутые» татары
Тем не менее, многие, которые считают себя «продвинутым» часто бывают антирелигиозными. Сегодня мы наблюдаем целое поколение татар, которые желая стать людьми «широких» взглядов, которые, дескать, являются людьми мира, воспринимают собственную культуру и религию как пережиток, о котором, если и можно вспомнить, то только чтобы ностальгически поохать и поахать. Это в лучшем случае. В худшем – такие люди довольно часто хотят унизить свою культуру, религию, нацию, в угоду одобрительного взгляда космополитичной публики.
Иногда кажется, что сегодня некоторым «продвинутым» татарам, чтобы утвердиться в «продвинутом» обществе нужно обязательно как-нибудь пнуть татарскую культуру, общество или ислам. Видимо, чтобы ни у кого не возникло подозрения в том, что этот татарин является националистом или религиозным мусульманином. Сказать, какую-нибудь гадость про татарскую культуру, ислам или татарские традиции, для некоторых это сегодня стало хорошим тоном. Хотя, на самом деле, это говорит об психологических проблемах, комплексах человека и его собственной ущербности, которую он пытается компенсировать изгадив публично культуру, к которой он или его родители принадлежали. Решил ты уйти от своих духовных корней, отказаться от своей национальности, то почему же ты ее напоследок публично хаешь или пинаешь? Уходя уходи, не оглядываясь!
Татары до революции. Источник фотографии: nailizakon.com
Недавно в одном из татарстанских СМИ, которое поддерживается силами нашей Республики, была опубликована откровенно порочащая ислам и мусульманские обряды статья. В ней были сделаны некомпетентные обобщения, которые утверждали ложные вещи не только о нашем мусульманском обществе, но и о сути всей религии. Статья вызвала отторжение не только у мусульман, но и у представителей других религий. Однако, к сожалению, нашлись и среди татар те, кто оправдывал откровенно клеветническую статью и публиковал ее на своих страницах в социальных сетях. Мало того, что мы сами порой издеваемся над собой, надо еще пригласить людей со стороны, которые будут создавать сайты, чтобы откровенно насмехаться над татарской и мусульманской культурой. Куда же мы движемся?
Нельзя сводить великую культуру нашего народа до уровня дикарей с далекого острова, которые рады красивым побрякушкам, только потому, что эти побрякушки привезли к нам из другого острова. Дешевая побрякушка это дешевая побрякушка и ничего более.
Современное беспамятство это представление, что прогрессом является оставить в прошлом свою культуру и религию. Современное беспамятство это стереотип, что продвинутый человек это тот, кто копирует западные клише и стыдливо вспоминает про свое происхождение. Современное беспамятство – это комплексы, чувство ущербности и самоуничижение. Здоровый и уверенный в себе человек не отказывается от своей культуры и веры, он не воспринимает свой народ хуже или ниже другого. На мой взгляд, по настоящему современный и полноценный человек это не тот, кто из-за всех сил стремится ассимилироваться в чужой глобальной культуре, а ведет разговор с этой культурой на равных, что-то берет из нее, что ему кажется полезным, но многие важные фундаментальные вещи важные для его народа он не предает. Поэтому давайте будем полноценными и здоровыми во всех отношениях людьми.
Илдар хазрат Баязитов