Третье правило гласит: Необходимо собрание или предпочтение между противоречащими друг другу хадисами
Читая некоторые хадисы можно прийти в некое замешательство, поскольку есть изречения Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, которые противоречат по тексту друг другу. Чтобы было более понятно, сразу приведем пример:
В одном изречении Пророка говорится о том, что Он, проклял посещающих могилы. Этот хадис приводится в сборниках Ахмада и Ибн Маджи.
В другом хадисе сказано:
Аиша, да будет доволен ею Аллах, спросила Посланника Аллаха: «Что мне говорить, о Посланник Аллаха?» (т.е. когда я буду на кладбище). Он ответил: «Говори: «Ас-саляму аля ахли дияр миналь му’минина уаль муслимин, уа йархаму Ллахуль мустакдимина минна уаль муста’хирин, уа инна иншаа Аллаху бикум ляляхикун» (Мир вам, о лежащие здесь верующие и мусульмане! И да помилует Аллах тех из нас, кто ушел раньше, и тех, кто задержался. И воистину мы, если пожелает Аллах, присоединимся к вам!) (Муслим, Ахмад, Абдур-Раззак, Байхакы).
Таким образом, получается, что в первом хадисе идёт запрещение, во втором разрешение, поскольку Аиша, да будет доволен ею Аллах, спросила о том, что нужно говорить при входе на кладбище и Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, научил этому, что указывает на разрешенность данного действия.
В понимании данных хадисов поможет правило: «Собрание или предпочтение между противоречащами друг другу хадисами». Сто оно означает? Необходимо собрать все хадисы, повествующие о могилах и посещении кладбищ. Приведем лишь некоторые из изречений, которые помогу понять данное правило:
«Раньше я запрещал вам посещать могилы, но теперь посещайте их..» (Муслим, Абу Дауд, Ан-Насаи, Тирмизи).
Сообщается от Анаса ибн Малика, что однажды, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проходил мимо женщины, которая сидела у могилы и плакала и сказал ей: «Побойся Аллаха и терпи». (Бухари, Муслим).
Передаётся от Абдуллаха ибн Абу Мулайка, что однажды Аиша, да будет доволен ею Аллах, возвращалась домой с кладбища и Абдуллах спросил её: «О, матерь правоверных! Откуда ты возвращаешься?», на что она ответила: «Я навестила могилу Абдуррахмана ибн Абу Бакра». Тогда он сказал: «Разве Посланник Аллаха не запретил посещать могилы?» Она сказала: «Да, но потом он разрешил их посещение». (Хаким , аль-Байхаки)
Передается, что Посланник Аллаха сказал: «Я запрещал вам посещение могил, теперь же посещайте их, воистину в этом напоминание о смерти». (Муслим).
Вышеприведенные хадисы открыто объясняют, что сначала посещение могил было запрещено, поскольку на начальном этапе становления мусульманского сознания нужно было оградить мусульман от малейших намёков на прошлые традиции, наполненные многобожием и неверием. Были даже специальные женщины, которые за определенную плату оплакивали умерших, как в принципе и сами жёны умерших неистово рыдали, с причитаниями вплоть до самобичевания.
Поэтому посещение могил было запрещено. И только потом, по истечении времени, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел в своих сподвижниках крепкость в вере, он разрешил это действие, поскольку для сердца пропитанного верой и единобожием посещение могил, не напоминает ни о чем, кроме как о бренности этого мира и его скоротечности.
Таким образом, в случае, если есть два противоречащих друг другу хадиса, не нужно делать скоропалительных выводыов, а следует собрать и прочитать все хадисы по этой теме и обратиться к толкованиям изречений.
Абдуссабур Хайрутдинов