Слова и действия Пророка объясняют многое из религиозных постулатов. Но в силу некоторых особенностей, хадисы могут пониматься не так как должны, поэтому исламскими учеными были выведены несколько правил, которые помогают правильно и объективно понимать хадисы – изречения посланника Аллаха.
Сунна Посланника Аллаха, мир ему и благословение, занимает одно из самых важных мест в исламе, и по степени исполнения, уважения и подражания, стоит на втором месте после Книги Всевышнего. Слова и действия Пророка объясняют многое из религиозных постулатов. Но в силу некоторых особенностей, хадисы могут пониматься не так как должны, поэтому исламскими учеными были выведены несколько правил, которые помогают правильно и объективно понимать хадисы – изречения посланника Аллаха.
Правило первое: Понимание сунны в свете Священного Корана Чтобы понять первое правило приведем следующий пример: Передают со слов Анаса о том, что (однажды какой-то) мужчина сказал: «О посланник Аллаха, где мой (умерший) отец?» Он ответил: «В Огне». Когда тот повернулся чтобы уйти, он подозвал его и сказал: «Поистине, мой отец и твой отец в Огне» (Муслим, Абу Дауд, Ахмад, Ибн Хиббан).
Прочитав данное изречение, любой в праве задастся вопросом: «Как отец пророка будет в Огне, если он не дожил до пророчества Мухаммадамир ему и благословение Всевышнего, и умер еще до его рождения».
Действительно, судя по всему отец Пророка умер в то время, когда действовало положение «ахлю-ль-фатра» (люди жившие в период отсутствия пророка от Всевышнего, и до которых не дошла истина). По мнению ученых, этот промежуток начинается от Исы, мир ему, и до пришествия Мухаммада и длится около 600 лет.
В некоторых случаях сунну помогает понять Коран, и в примере мы видим следующее:
«Или же вы присутствовали, когда смерть явилась к Йакубу (Иакову)? Он сказал своим сыновьям: «Кому вы будете поклоняться после меня?» Они сказали: «Мы будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих отцов – Ибрахима (Авраама), Исмаила (Измаила) и Исхака (Исаака), Единственному Богу. Ему одному мы покоряемся» (сура «Бакара», 133 аят).
В данном контексте сыновья Йакуба сказали ему: «…Богу твоих отцов – Ибрахима, Исмаила и Исхака…» Тогда как Исмаил не был отцом Йакуба, а был лишь его дядей. Дело в том, что у арабов был обычай называть своих дядей отцами и соответственно правильное понимание хадиса с точки зрения ученых получается следующее: Пророк, говоря о своем отце, в действительности имел в виду своего дядю Абу Талиба, это также подтверждается и его, мир ему и благословение Всевышнего, изречением в котором он упомянул, о наказании для Абу Талиба, который помогал Пророку, но не принял ислама.
Таким образом, на некоторые, на первый взгляд, непонятные моменты дает объяснение Коран. Также, как сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, объясняет Коран, также и Коран может помочь в понимании сунны.
Абдуссабур Хайрутдинов