Будет ли мусульманину вознаграждение за то, что он накормит животное? Или обязательно нужно кормить человека?
Наша исламская религия является религией милосердия, которое следует проявлять не только к людям, но и к животным. Ислам побуждает мусульманина проявлять милосердие не только по отношению к таким же людям, как и сам, но и по отношению к животным.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Как-то раз одного человека, шедшего (своей дорогой), стала мучить сильная жажда. Увидев колодец, он спустился к воде, напился, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высунувшую язык и евшую от жажды влажную землю. (При виде этого) человек сказал себе: “Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня”, после чего наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему (его грехи)».
(Люди) спросили: «О Посланник Аллаха, разве нам полагается награда за животных?» - на что он ответил: «Награда полагается за все живое» (аль-Бухари; Муслим).
В наше время людям стали известны такие формы социальной активности, как деятельность обществ зашиты животных. В вышеупомянутом хадисе приводится прекрасный пример подобного отношения, что не оставляет сомнения в возвышенности целей исламской религии и приоритете ислама в этой области.
Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал:
«(Одна) женщина была подвергнута мучениям за кошку, которую она держала взаперти, пока та не умерла, что (это женщина) оказалась в огне, ибо, держа (эту кошку) взаперти, она не кормила и не поила её и не позволяла ей поедать живность, ползающую по земле» (аль-Бухари; Муслим).
Этот хадис указывает на необходимость отказа от причинения каких бы то ни было страданий любым видам животных и птиц. Будь то птицы, которых держат ради их красоты, голуби, кролики и тому подобные живые существа, за исключением тех, кого можно убивать на территории харамов, равно как и в любых иных местах. К числу таких животных и птиц относятся те, которых Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, называл «фасик». Одним из значений этого слова является «отклоняющийся». В данном контексте это следует понимать как «тот, кто делает что-либо в отличие от других, наносящий вред в отличие от других живых существ». Такими животными являются вороны, коршуны, скорпионы, мыши и бешеные собаки.
Женщина, о которой упоминается в вышеуказанном хадисе, была ввергнута в огонь из-за кошки, к которой приравниваются все остальные животные и птицы. На основании содержания данного хадиса некоторые исламские ученые делали вывод о том, что хозяева животных обязаны расходовать свои средства на их содержание.
Сообщается, что (однажды) Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, проходил мимо юношей-курайшитов, которые сделали своей мишенью птицу и принялись стрелять в нее из луков, отдавая ее хозяину каждую, не попадавшую в цель стрелу. Увидев Ибн ‘Умара, они разбежались, а Ибн ‘Умар воскликнул: «Кто занимался этимгосл? Да проклянет Аллах занимающихся этим! Поистине, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, проклинал (людей), делавших мишенями для себя то, в чем есть дух!» (аль-Бухари; Муслим).
Абдуссабур Хайрутдинов