Исполняя их, мы не только подражаем нашему достопочтимому Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Всевышнего, но и зарабатываем множество наград, которые в Рамадан увеличиваются десятикратно
Согласно ханафитскому учению, постящемуся человеку будут следующие действия благодатными, то есть сунной или мустахаббом. Исполняя их, мы не только подражаем нашему достопочтимому Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Всевышнего, но и зарабатываем множество наград, которые в Рамадан увеличиваются десятикратно!
1. Принятие пищи во время сухура
Желательно, чтобы постящийся выпил хотя бы глоток воды. Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре благодать» – передано аль-Бухари.
В другом хадисе сказано: «Еда в сухур – благодать. Не игнорируйте его, даже если это будет одним глотком воды. Так как Аллах ниспосылает Свою милость тем, кто принимает сухур, а ангелы вымаливают им прощение» – передано Ахмадом.
Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, также говорил: «Моя умма будет в благополучии до тех пор, пока не перестанет спешить разговляться после поста и принимать сухур во время первого рассвета» – передано аль-Бухари.
2. Разговляться до совершения ахшам намаза (магриб)
По причине того, что во время совершения молитвы постящийся может отвлекаться, думая о пище, разговляться следует до совершения намаза. Это является мустахабом. Доказательством этому является хадис, приведенный выше. Наряду с этим разговляться лучше финиками или же водой, что также является сунной. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, прекращал пост именно так.
3. Произношение следующей молитвы во время разговения является сунной
Аллаахумма лякя сумту ва ‘аляя ризкыкя афтарту ва ‘аляйкя таваккяльту ва бикя аамант. Зэхэбэ ззомэу вабтэллятиль-‘урууку ва сэбэталь-аджру ин шээаллааху та‘аля. Йя ваасиаль-фадлигфир лии. Альхамду лилляяхил-лязии э‘аанании фа сумту ва разакании фа афтарт.
Перевод: «О Всевышний, я постился ради Тебя (для того, чтобы Ты был доволен мною). Завершил я пост тем, чем Ты наделил меня. На Тебя я положился и в Тебя уверовал. Ушла жажда, наполнились жилы влагой, и утвердилось вознаграждение, если пожелаешь Ты. О Обладатель безграничной милости, прости грехи мои. Хвала Господу, Который помог мне поститься и наделил меня тем, чем я совершил разговение».
4. Разговляться вместе с постящимися, помогать нуждающимся и нищим
Это так же является мустахаббом. Наш Пророк сказал:«Накормивший постящегося получит такую же награду, как и постящийся, и при этом награда постящегося не уменьшится ни на йоту» – передано ат-Тирмизи и Ибн Маджа.
5. Очищение до наступления рассвета от нечистот
В данном случае речь идет о ритуальном осквернении (джунуб), хайд (месячные) и нифас (послеродовые выделения). Ведь желательно начинать поститься в чистом состоянии. Следует заметить, что постящемуся при необходимости разрешено принимать полное омовение. В этом случае следует быть внимательным, чтобы случайно не выпить воду. Если в ночное время у женщины заканчивается менструация или же послеродовые выделения (нифас), и она делает намерение поститься, то ее намерение действительно. Также действительно намерение и человека, который находится в состоянии ритуального осквернения (джунуб).
6. Говорить только пристойное, остерегаться словоблудия и непристойного поведения в месяц Рамадан также является мустахаббом
Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Аллаху не нужно, чтобы кто-то отказывался от еды и питья, не прекращая при этом лгать и поступать по лжи» – передано Ахмадом. В другом хадисе сказано: «Есть постящиеся, весь пост которых сводится к ощущению жажды и голода. Есть те, кто проводит ночь в поклонении, и ночное бодрствование которых сводится лишь к тому, что они проводят всю ночь без сна» – Ибн Маджа.
Наряду с этим произношение во время Рамадана слов: «Я – постящийся», также является сунной. В изречении сказано:
«Пусть тот из вас, кто постится, не сквернословит и не повышает голос. И если кто-нибудь станет бранить его или же попытается завязать с ним ссору, пусть скажет ему: «Поистине, я соблюдаю пост» – передано аль-Бухари.
7. Желательно, чтобы постящийся дорожил временем
Желательно, чтобы постящийся дорожил временем в этот благословенный месяц и проводил время, совершая нафиль (дополнительные) виды поклонения, занимался получением знаний, чтением Корана, зикром и произношением салавата. Так, в Рамадан Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, и ангел Джабраил, мир ему, читали друг другу Коран. Об этом передается в сборнике аль-Бухари.
8. Проводить последние дни месяца Рамадан в игтикафе (благочестивом уединении) – сунна
Ведь в последние десять дней Рамадана наш Пророк проявлял особое усердие в совершении поклонений!
Тимур Шарафиев