Не задавались ли вы вопросом, для чего мы постимся? Наверное, у каждого человека на этот вопрос будет свой ответ. Но в исламе пост имеет не просто особый статус среди пяти его столпов, но и содержит в себе особый смысл
Давайте обратимся с вами к аяту Священного Корана, где Всевышний призывает держать уразу:
«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан тем, которые были до вас, – быть может, вы будете богобоязненными»
сура «Корова», аят 183.
Мы с вами постоянно читаем этот аят, но не задумываемся над тем, какой смысл в нём содержится. Нам здесь не просто предписывается поститься, но и ещё говорится о том, что, благодаря ему проверяется наша богобоязненность.
Также в этой же суре, где говорится о посте в месяц Рамадан, из контекста аятов о посте Всевышний такими словами заканчивает повествование:
«…Так Аллах разъясняет Свои знамения людям, – быть может, они будут богобоязненными»
сура «Корова», аят 187.
Видимо, поэтому пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, сказал:
«Всевышний Аллах говорит: “Каждое из дел сынов Адама – для них самих, оно будет преумножено в десять раз, кроме поста, он для Меня, и Я награжу за него”»
передано имамом Муслимом.
То есть пост – это проверка нашей богобоязненности. Ведь никто нас не заставляет испить воды или вкусить чего-нибудь, когда мы остаемся наедине с собой. Все столпы ислама как-то связаны с другими, но не пост. Доказать, что вы истинно поститесь – невозможно! Об этом знает только Всевышний – ваш Создатель.
Есть очень интересный хадис про пост, который редко рассказывают, но он показывает, насколько важен пост в жизни человека.
Однажды к пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Всевышнего, подошёл сподвижник Абу Умама, да будет доволен им Аллах, и сказал: «Укажи мне на такое дело, благодаря которому я попаду в Рай». И тогда посланник Аллаха ответил: «Тебе следует поститься, нет ничего подобного этому»
приводится в книге «Ат-таргыб ва ат-тархиб».
Во время поста мы воздерживаемся от еды и питья, то есть от тех вещей, которые в своей основе дозволены Аллахом. Что нас побуждает к этому? Только то, что Аллах наблюдает за нами, и мы держим пост ради Него. Но интересно: раз человек смог отказаться ради Аллаха от дозволенных вещей, он, наверное, тем более сможет воздержаться от запретного? Или нет? Решать каждому отдельно. Просто необходимо понять, что тот человек, чей пост не научил его богобоязненности в течение Рамадана, на самом деле не постиг того, для чего был предписан пост!
Тимур Шарафиев