Когда завершается благословенный месяц Рамадан, а вместе с ним и благочестивый пост, наступает один из крупных праздников Ислама «Ураза байрам». Праздник разговения для мусульман – это, прежде всего, прощение с лучезарными, объятыми божественным светом днями этого отмеченного особым превосходством месяца.
Когда завершается благословенный месяц Рамадан, а вместе с ним и благочестивый пост, наступает один из крупных праздников Ислама «Ураза байрам». Праздник разговения для мусульман – это, прежде всего, прощение с лучезарными, объятыми божественным светом днями этого отмеченного особым превосходством месяца. И мусульманин, оглядываясь назад, задумывается о духовном приобретении этого времени.
Он вспоминает окутанные блаженством минуты минувших дней. Делает надлежащий анализ своих действий. Его сердце хранит благодать «сухура» и радость разговения. Сегодня, мусульманин спрашивает себя: «Как провел он дни лучшего из всех месяцев года?». Не растратил ли их на неблаговидные поступки и скверные помыслы? Или же, помня об особой почетности этого месяца, стремился к благочестию в намерениях и деяниях?
Ураза-байрам – это подведение итогов ушедшего месяца, которому нет, и не будет абсолютно адекватного аналога. В этот период мусульманин мог претендовать на получение неизмеримо большой награды от Всевышнего. Несомненно, невообразимое величие достоинства сулил ему этот чарующий своим божественным духом месяц. Смог ли он гармонично «влиться» в него, и вобрать максимум из тех благ, которые были обещаны самим «Учредителем» поста – Аллахом. Осознал ли он Господнюю истину, льющую свет на пленительный хаос человеческих страстей.
Ураза-байрам – это обновляющий и укрепляющий элемент в беспрецедентных отношениях людей.
На восхитительное величие этого дня указывает и то, что он является связывающим звеном двух безупречно важных мусульманских событий. Это единство направлено на то, чтобы продемонстрировать добро и благодеяние. Первое из этих двух ореолов рафинированной божественной мудрости – месяц Рамадан. Другое трогающее душу теплом и довольствием – хадж в благословенную Мекку, который завершается праздником Курбан-байрам.
Проявление величия праздника Ураза-байрам можно лицезреть также в предании, которое запечатлело слова пророка Мухаммеда, мир ему и благословение Всевышнего, который говорил: «Когда совершилась праздничная молитва, один из ангелов произнес: «Пусть все знают, что Господь вас простил. Так возвращайтесь в свои дома с радостью. Сегодня день вознаграждения»,- и об этом также провозглашается на небесах».
Между этими двумя праздниками существует божественная связь. Они близки по своей внутренней сути. Не трудно заметить внутреннее и внешнее преображение людей в эти праздники. Эти праздники – зримое воплощение осознания благодарности рабов Всевышнего, посредством творения благого.
Другой аспект в том, что любой праздник – это менталитет самой уммы и его характер. В ее праздниках кроются традиции. Именно в празднике Ураза-байрам можно увидеть чувства братства, помощь и бескорыстную взаимную поддержку.
Широк спектр многоликого проявления Ураза байрама, как праздника, несущую бытовую мудрость, которая кроется в благодарности Бога за совершаемые Ему поклонении. В человеческом сознании этот праздник – момент сочетания силы богатого и слабости бедного на основе безусловной любви и искреннего милосердия. Имя всему этому – закят аль-фитр, которую акцентирует божественная красота аята, наполненная небесной музыкой и духовной симфонией, в котором Аллах говорит нам: «Никогда не достигните вы благочестия, пока не будете расходовать то, что любите. А что бы вы ни издержали, - то поистине, - Аллах про это знает».
Абдурахман Хабибуллин