Во время пятничной проповеди, молодой мусульманин рядом со мной начал переписываться по телефону. В это время имам говорил речь. Я был в шоке. Юноша периодически доставал свой смартфон и снова печатал что-то. Я понял, что современная молодежь стала жертвой прогресса, которая уже не в состоянии получаса прожить без интернета.
Мысль о случившемся не давала мне покоя. Позже в интернете я обнаружил страницу «Twitter и религиозные услуги», потом я узнал новость, что через сообщения в социальной сети люди получают благословения пасторов.
Так я задался вопросом, как Facebook и Twitter, а также другие социальные сети и микроблоги влияют на религию и, в частности, на Ислам? Мои переживания усилились, когда я обнаружил статью под названием: «25 причин, почему Твиттер одухотворенная сеть».
Facebook же для мусульман тоже не подарок. Прежде всего, это свобода слова, которой можно злоупотреблять.
Многие мусульмане окунаясь в виртуальном пространстве социальных сетей просто из нее не выходят. Они теряют скромность и правильное поведение в сети. Говоря о скромности, я имею ввиду неприличные изображения. «Правильное поведение» означает потерю своего «я». В интернете личность людей резко контрастирует с их реальным положением, лицемерие выражается и в убеждениях. Хорошо известен и вопрос о персональных данных.
Наконец, существует огромная проблема растрачивания в пустую время в социальных сетях. В своей последней статье, иранский духовный деятель предупредил об «опасностях и соблазнах» интернета и велел «больше времени проводить за молитвами и меньше в киберпространстве». Действительно, для многих социальные сети начали заменять искреннее обращение к Богу, своими просьбами и молитвами.
За последнее время были проведены несколько конференций, посвященных влиянию социальных сетей на взаимоотношения мусульман друг с другом (на международном уровне) и между религиями (межконфессиональные диалоги).
Одна из них была на тему «Будущее Ислама в эпоху Новых Медиа». Большинство из выступавших говорили о результатах влияния СМИ на мусульман и их культуру. Многие ученые пришли к выводу, что интернет позволяет идеологически воздействовать на Ислам, в то же время, он дает людям свободу для новых открытий и выражения своих мыслей. Мусульмане становятся все более информированными о своих традициях и грамотней формируют свое мнение. Однако эта демократизация исламской мысли фрагментарна. Плюрализм суждений не имеет общего идейного стержня. Более того, появляются группы (гетто), сторонники одной из точек зрений. Интернет предлагает возможность обмениваться позициями с разными людьми, противостоять исламофобии при условии, что из одного «гетто» пузыря будут выходить другие пузыри подобных взглядов.
Очевидно, что современные средства массовой информации и социальные сети создали новую динамику в мусульманской общине. Некоторые последствия ощутимы уже сегодня. То, что социальные сети практически захватили все страны, сомневаться не приходиться. Возможно, мусульманским ученым придется как-то реагировать на это. Ведь перед ними огромная дилемма – социальные сети, с одной стороны могут быть полезны, а с другой, нельзя исключать и огромный их вред, особенно, когда человек уже существует больше виртуально.
Нидхал Гиссаум
Переведено с The Huffigston Post специально для ИА «Инфо-Ислам»