На просторах «ВКонтакте», Facebook, Twitter и Instagram появились аккаунты Камиля Самигуллина, Талгата Таджуддина, Альмира Крганова, Муккадаса Бибарсова и многих других муфтиев. Религиозные деятели, кто активно, кто не очень, ведут свои страницы, поднимая актуальные вопросы современного ислама
Общение, ведение бизнеса, знакомства, получение информации и досуг оказались в шаговой доступности с появлением социальных сетей. Интернет занял огромную нишу в нашей жизни, затрагивая все сферы деятельности человека. Мусульмане — не исключение. Соцсети стали неотъемлемой частью жизни для уммы. Как же на самом деле: соцсети — зло или благо?
Карманный имам
Только 15 лет назад никто и подумать не мог, что ислам активно ворвется в нашу жизнь не только посредством проповедей в мечети, но и через социальные сети, где будут вести активную деятельность практически все религиозные деятели. Задать вопрос имаму, узнать об интересных событиях мечетей или духовных управлений, о личной жизни мусульманских лидеров стало минутным делом.
Практически каждый имеет доступ в интернет и страницу в соцсетях, поэтому вести диалог с прихожанами можно не только в стенах мечети. Современные мусульмане стали мобильны в плане познания религии, более осведомлены в вопросах как религии, так и новостей об исламе. Этим преимуществом воспользовались многие известные мусульманские деятели. К примеру, страницы в соцсетях ведут верховный муфтий России Талгат Таджуддин
(vk.com), муфтий Татарстана Камиль Самигуллин
(twitter.com), заместители председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина Рушан Аббясов
(vk.com) и Дамир Мухетдинов
(livejournal.com), муфтий Москвы Альбир Крганов
(instagram.com), председатель ДУМ Поволжья Мукаддас Бибарсов
(vk.com). Активны на ролях интернета и татарстанские деятели — советник муфтия РТ по социальным вопросам Илдар Баязитов
(vk.com), заместитель муфтия, гендиректор фонда «ВАКФ РТ» Мансур Джалялетдинов
(), имам мечети Гаиля Рустам Хайруллин
(vk.com), президент Ассоциации предпринимателей-мусульман Айдар Шагимарданов
(vk.com), ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин
(facebook.com).
В основном религиозные деятели выкладывают на своей странице рабочие моменты, отражают деятельность духовных управлений, однако можно встретить и некоторые личные записи. Например, Мукаддас Бибарсов в самой свежей опубликованной записи восхищается красотой природы, не забывая при этом упомянуть и религию. Дамир Мухетдинов в свою очередь размышляет над многими актуальными вопросами в LiveJournal. Среди тем, затрагиваемых хазратом, — духовно-нравственное воспитание в системе образования, заседания Госдумы и межрелигиозные отношения. «Вконтакте» же хазрат выкладывает личные фотографии, сторонний пользователь, не знающий о должности хазрата, не сможет догадаться о его духовной деятельности.
Илдар Баязитов на своей странице знакомит с деятельностью казанской мечети «Ярдэм», имамом которой он является, выкладывает фотографии рабочих встреч и информацию о социальной работе, проделанной в республике и в стенах его мечети.
Как рассказал ИА «Инфо-Ислам» Баязитов, социальные сети и социальная работа неразрывно взаимосвязаны. Являясь советником муфтия по социальным вопросам и в то же время курируя социальную работу в мечети «Ярдэм», хазрат признается, что открытость информации — важное подспорье в их деятельности, через соцсети они привлекают волонтеров и всех неравнодушных, желающих помочь в работе с инвалидами. К тому же открытость, которую дают соцсети, важны при работе с заключенными, которых в республике активно знакомят с исламом. Люди из первых уст могут узнать о проделанной работе и подключиться к ней на добровольных основах.
Социальными сетями пользуются не только мусульманские деятели России. Например, в топ-8 наиболее активных в соцсетях религиозных лидеров по версии Forbes вошел иранский деятель Сейед Али Хосейни Хаменеи.
Мукаддас Бибарсов
Площадка для продвижения ислама
Мусульманские деятели понимают, что соцсети стали хорошей площадкой для общения с последователями, хорошим ресурсом для предостережения и, наоборот, проповеди. Это подтверждает и председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. В прошлом году он призвал единоверцев больше работать с пользователями популярных социальных сетей. По его словам, соцсети являются хорошей базой для работы не только с последователями ислама.
«Нам необходимо обратить пристальное внимание на соцсети. Сегодня молодежь пользуется ими намного больше, чем обращает внимание на сайты, газеты или телевидение. Руководителям духовных центров я настоятельно рекомендую сфокусировать работу именно в этом направлении. Нам нужно уметь спорить, аргументировать фактами, убеждать, но ни в коем случае не уходить от разговора с оппонентами»,
— приводит РИА «Новости» слова Гайнутдина.
Илдар Баязитов
Особое внимание уделяется борьбе с экстремизмом и терроризмом, где соцсети играют немаловажную роль. Глава СМР считает, что «умелая беседа» в социальных сетях может быть еще одним барьером для терроризма.
Первый зампредседателя ДУМ РФ Дамир-хазрат Мухетдинов согласен с точкой зрения Равиля Гайнутдина. К тому же он неоднократно призывал всех религиозных деятелей активно использовать социальные сети для просветительской деятельности.
По его мнению, от того, как произносятся проповеди, к чему призывает имам, зависит настроение всего общества.
«Нужно использовать все средства коммуникации (это активная работа в социальных сетях). Мы знаем недостаточное количество примеров, когда имамы, религиозные деятели, которые говорят об общепринятых ценностях, используют эти площадки широко и конструктивно», — заявлял муфтий Национальной службе новостей.
Широко использует соцсети для просветительской деятельности имам-хатыб московской Мемориальной мечети Шамиль Аляутдинов, имеющий в Facebook (facebook.com) более 34 000 подписчиков. На его страниц можно найти различные семинары, разбор наиболее частых вопросов, презентации книг и советы от имама. К тому же хазрат не забывает об обратной связи — он отвечает своим подписчикам в комментариях и общается с ними. Также большое количество последователей (более 22 000) в Facebook имеет его брат, главный имам Московской соборной мечети Ильдар Аляутдинов (facebook.com).
Равиль Гайнутдин
Соцсети — современная реальность, от которой уже не уйти
Факт существования социальных сетей не изменить, так почему бы не обратить это во благо — именно так размышляют многие деятели — и политические, и религиозные лидеры, и общественные активисты. Наибольшим минусом является непроверенность информации, так как достоверность некоторых записей сложно проверить, а поток информации идет нескончаемой чередой в ленте событий. Этим могут воспользоваться недоброжелатели, которые коверкают информацию, коверкают факты и вводят многих в заблуждение, внося раздор между людьми. Именно поэтому до сих пор многие последователи ислама против социальных сетей, несмотря на их неограниченные возможности. Также в последние годы социальные сети служат площадкой для вербовки в террористические организации. Наиболее яркий пример — это случай студентки Варвары Карауловой, завербованной в ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация). Именно поэтому важно привлечь к социальным сетям религиозных деятелей, которые вели бы просветительскую деятельность в качестве контрмер против подобных случаев.
Как рассказал ИА «Инфо-Ислам» ректор РИУ и Болгарской исламской академии Рафик Мухаметшин, он сам активно использует социальные сети — Facеbook и Instagram. «Сегодня без социальных сетей никуда. Нельзя рассматривать их лишь с точки зрения блага или зла — на просторах мы можем найти буквально все. В первую очередь это огромный пласт информационных материалов, с другой стороны — это неприемлемые полуэкстремистские материалы, которые еще не успели запретить», — отметил он.
По его словам, сегодня соцсети — это кладезь важнейших источников информации.
«К сожалению, их контролировать невозможно, — добавил он. — Естественно, мы молодым не можем запрещать использовать соцсети и интеренет. Я думаю, нужно с молодежью больше работать. Современная молодежь должна понимать: нужно критически воспринимать публикуемую информацию. Студенты РИУ свободно пользуются соцсетями, нет никаких запретов в стенах университета, мы, наоборот, поощряем».
Современного мусульманина трудно представить вне современных реалий, которые включают в себя соцсети, отмечает ректор. Нельзя уйти от реальности, но можно ее изменить – мусульмане должны сами размещать больше объективной информации, заключил он.
Несмотря на большое количество разногласий среди мусульман в вопросе использования социальных сетей, религиозные деятели в один голос утверждают, что это данность, которая стала частью нашей жизни и которую лучше использовать в благих целях для просвещения мусульман, чтобы предотвратить случаи вовлечения в экстремистские течения. Общество стремительно развивается, и мусульмане не могут остаться на задворках современных реалий, а должны идти в ногу со временем.
Гузель Мухаметшина