Представляем вашему вниманию доклад заместителя муфтия Татарстана Илдар хазрат Баязитов «Решение проблемы радикализма молодежи», который от прочитал на Молодежном Форуме по профилактике экстремизма и терроризма "Мы одна страна - Мы один народ!", который проходит в Казани.
В Татарстане за последние годы действительно появились различные религиозные секты деструктивного характера, и для мусульманского сообщества это является проблемой. Однако необходимо понимать, что радикализация молодежи - это общероссийская проблема, это общее для нашей страны явление, которое касается самых разных в этническом, религиозном отношении групп населения.
Методы решения проблемы
Традиционный ислам в нашем регионе сможет стать настоящей альтернативой различным деструктивным мусульманским сектам. Как известно, за 70 лет советской власти мусульманская традиция у нас была прервана, практически не осталось ее носителей, и, начиная с 1990-х годов, нам пришлось строить все с нуля.
Поэтому сейчас предстоит провести реальную большую работу, и вестись она должна комплексно, по трем основным направлениям: образование, просвещение и социальная работа мечетей.
Первый пункт касается всей системы мусульманского образования: от воскресных курсов и медресе до исламских университетов. Именно в этом направлении начал свою работу нынешний ректор Российского исламского университета, председатель Всероссийского совета по исламскому образованию Рафик Мухаметшин. Система религиозного образования в Татарстане должна иметь пирамидальную форму, во главе которой находился бы РИУ. То, что российскому исламскому образованию необходимо стать конкурентоспособным – это практически вопрос национальной безопасности. Повышения качества самого высшего мусульманского образования также связана с 2 фактора:
возможностью получения дополнительного образования в исламских центрах;
возможность получения параллельно хорошего светского образования.
Начнем с последнего. Высшее исламское образование должно иметь светскую составляющую (то есть должны изучаться и светские предметы), как в современном Российском исламском университете, где готовят лингвистов, экономистов и журналистов.
Теперь несколько слов об обучении в зарубежных исламских центрах для лучших российских шакирдов. На мой взгляд, необходимо, чтобы молодые мусульмане ехали учиться в признанные центры мусульманской науки только после обязательного окончания высшего исламского университета в России. Это в духе исламской традиции, это полностью соответствует истории становления татарской богословской школы.
Поэтому совершенно правильно, что казанский Российский исламский университет сотрудничает с такими зарубежными странами, как Турция и Малайзия. Именно в этих странах сохранилась система прекрасного религиозного образования, которая базируется на системе традиционного мазхабического, ханафитского ислама.
Турция и Малайзия привлекательны для исламского образования российским мусульманам еще и тем, что эти страны демонстрируют возможность гармоничного сочетания религии, принципов современной демократии, технического и промышленного прогресса и экономического развития. Получив базовое мусульманское образование в России, уже повзрослевшие молодые люди, приехав повышать свою квалификацию в эти страны, смогут увидеть мир, где мусульмане живут в современных, активно развивающихся светских странах и вносят свой исключительный вклад в созидательное развитие. Такой пример очень поучителен.
Вторым пунктом в становлении конкурентоспособной альтернативы зарубежным сектантским течениям является просвещенческая работа. В данном случае речь идет не только о работе СМИ и книгоиздании, но и вообще об образе ислама, мусульман и исламского духовенства.
Мы живем в информационный век, когда помимо традиционных СМИ особую силу получают новые медиа: различные социальные сети, блоги и видео-хостинги (YouTube и RuTube). При тотальной распространенности Сети и мобильных гаджетов теперь вся наша жизнь является объектом пристального внимания общества. Поэтому поведение, любые заметные поступки и высказывания как рядовых мусульман, так и духовенства, быстро становятся доступны широкой публике.
Недостойное поведение и неадекватные высказывания многих наших единоверцев, запечатленные на видео-, аудио- и фотоносители, очень быстро оказываются в сети Интернет и становятся доступными миллионам сограждан.
В связи с этим первым шагом по пути просвещения становится работа над тем, как себя ведут сами мусульмане и какой пример подает окружающим мусульманское духовенство. Известная поговорка гласит: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя!». Поэтому особое значение получает индивидуальная честность и искренность каждого мусульманина. А для этого необходимо укреплять веру как главный источник честности, благонадежности, скромности и справедливости.
Другим важным пунктом на пути просвещения является активная издательская деятельность и развитие исламских СМИ. Нам надо активнее издавать как на татарском, так и на русском языках, наше дореволюционное богословское и научное наследие. Также необходимо активно переводить полезных для нас зарубежных авторов.
Открытие современных и удобных мусульманских СМИ, пропагандирующих традиционный ислам, тоже является стратегической задачей, которая позволит создать конкуренцию многочисленным сектантским сайтам, которые существуют сейчас в Сети.
На мой взгляд, имам каждой крупной мечети в Татарстане должен иметь свою страницу в Интернете, где он будет непосредственно общаться со своими прихожанами и вообще другими мусульманами. Возможно, было бы необходимо создать общую сеть для всех татарстанских мухтасибатов наподобие «электронного правительства Республики Татарстан», где у каждой крупной мечети, прихода и мухтасибата была бы своя страничка с новостями, обратной связью и прочей отчетностью.
Третий, возможно, самый важный, пункт заключается в пропаганде социального служения. Современному традиционному исламу жизненно необходима социальная доктрина.
Социальный вопрос – это узловой вопрос в решении проблем мусульманского радикализма. Это корень, причина того, что молодежь вступает в радикальные группы.
Мусульмане также должны внести свою весомую лепту в решение социальных проблем, которые накопились на нашей Родине. Причина этой очевидности заключается в том, что социальное служение является обязанностью каждого мусульманина: от рядовых прихожан мечетей до имамов и улемов. Укрепление веры и духовности как основы мусульманского самосознание является главным условием на пути к осознанию принципиальной необходимости социального служения.
В социальной сфере необходимо вести работу по-ступенчато:
В работе исламских институтов (как официальных, так и гражданских объединений) необходимо усилить акцент на социально полезной деятельности. Таким образом, решаются, как минимум, сразу две проблемы: проблема радикализации молодежи и проблема социальной напряженности в обществе.
Социальное служение, которым активнее должно заниматься официальное духовенство повышает авторитет традиционных религиозных институтов. Что также способствует противодействию радикальных настроений в мусульманской молодежной среде. Ведь именно мечети всю историю татарского народа становились местом социальной и психологической поддержки наших соотечественников.
Ключевыми терминами социального служения должны стать «вера» и «социальная справедливость». То есть позитивные категории, с которыми будет готов солидаризироваться не только практически любой мусульманин, но которые будут позитивно восприниматься в российском обществе в целом. Ведь сейчас нашему обществу крайне необходимо возвращение нравственных основ жизни общества и его духовного оздоровления. Как показывает практика этого можно достичь, в том числе посредством социального служения.
За всеми более или менее крупными мечетями и мусульманскими центрами и объединениями Татарстана, помимо ритуально-культовой службы, должны быть закреплены определенные сферы и направления социально полезной деятельности.
Такая специализация наиболее крупных мечетей и других мусульманских центров поможет, с одной стороны, государству в решении социальных проблем, а с другой – должна вернуть в наше общество здоровое духовное начало и отвлечь, в том числе и тех, кто имеет потенциальные склонности к радикальным настроениям от политизации и направить их силы в созидательное русло. Ключевая характеристика здесь: поворот от политизации к социализации мусульманских общин и мечетей.
Важно осознание того, что институт официального духовенства может активно участвовать в решении социальных проблем. В Татарстане 45 мухтасибатов в ведении которых находятся десятки и даже сотни мечетей, которые объединяют вокруг себя множество людей (имамов, прихожан). Сложно представить себе в Татарстане другую более распространенную и укоренную сеть, нежели мечети. Поэтому необходимо данную всеохватность и потенциал использовать в интересах общества, в решении социальных проблем. Каждый мухтасибат мог бы взять несколько основных направлений работы и распределял бы их среди своих мечетей. К примеру, один мухтасибат работал бы с наркозависимыми, с заключенными и военкоматами, другой мухтасибат основной акцент в своей социальной работе сделал бы на помощи инвалидам по слуху, трудным подросткам и многодетным семьям, а третий мухтасибат бы занимался волонтерской работой по уборке городских парков, помощи одиноким пенсионерам, сиротам и инвалидам войны. В таком большом городе как Казань специализация могла бы коснуться каждой из 50-ти мечетей.
И речь идет не о проведении единичных благотворительных акциях, а постоянной работе с разными социально обездоленными группами населения.
Центральными темами в официальной мусульманской риторике в нашей стране должны стать не политические вопросы ислама, а его социально-полезного потенциала.
Это важно, потому что протестные и радикальные настроения среди религиозной молодежи получают популярность ввиду обостренного чувства справедливости (в том числе социальной) и как реакция на нерешенные проблемы современного общества. Занять эту молодежь и направить их силы и энергию в созидательное русло является ключевой задачей. Социальная работа является в этом контексте наиболее верным способом предоставлении альтернативы от вовлечения в деструктивные течения. Эта работа должна занимать большую часть времени молодежи и духовенства, предоставляя возможность почувствовать членам уммы свою социальную значимость, ответственность и, что особенно важно, востребованность.
В связи с этим встает вопрос о необходимости разработки доктрины социального служения мусульман Татарстана, которая соответствовала бы повестке дня нашего общества, то есть формировалась бы на основании тех проблем и вызовов, с которыми столкнулась наша страна.
Может возникнуть вопрос: почему нам необходима своя доктрина социального служения, разве может она отличаться от социальной доктрины мусульман всего остального мира? Безусловно, в базовых вещах все мусульмане мира едины, однако в каждом уголке планеты существуют свои культурные и социальные факторы, влияющие на состояние мусульман и всего общества.
Член Общественного совета ФСИН России, советник муфтия Татарстана по социальным вопросам, руководитель ОБФ «Ярдам-Помощь» Илдар Баязитов рассуждает о мигрантах, религии и просвещении в исправительных учреждениях на фоне трагедии в ИК п...
У каждой мамы малыша возникает вопрос: отдавать ребенка в детский сад или самой заниматься его воспитанием. Если семья мусульманская, то вопрос более актуален, так как в обычных дошкольных учреждениях ни питание, ни воспитание не соответствуют закона...
Казанский благотворительный фонд собрал и передал нуждающимся 60 тонн гушр-садаки. Гушр – это особый вид милостыни, когда отдают неимущим часть полученного за сезон урожая. Обязательность гушр-садаки обусловлена тем, что подли...
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info".
При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+