Одна из причин вовлечения молодежи в экстремистские религиозные группы – поверхностное понимание религии. Это касается как ислама, так и других верований.
Молодежь сегодня не уделяет достаточного внимания серьезному, долгому и основательному изучению религии. Слишком много молодые неофиты черпают информации из Интернета, не занимаясь систематической и серьезной образовательной работой. В Умме даже есть шутка про «Шейха Гугл», от которого молодые люди «узнают» основную информацию о своей религии.
В нашей стране, к сожалению, за советские годы были утеряны традиции исламского образования, и поэтому после распада СССР людям, которые хотели приобщиться к религии, просто негде было получить знания. Последние 25 лет мусульмане Татарстана и России упорно и настойчиво работают над восстановлением этой системы – строятся и открываются медресе, исламские университеты, курсы при мечетях. Работа ведется по разным направлениям. Много мусульман отучилось за рубежом. Вернувшись, они тоже активно участвуют в возрождении ислама в нашей стране. На этом фоне особое звучание получают призывы к активному изучению и внедрению в жизнь нашего мусульманского наследия и традиций.
Как мы видим, радикализм и экстремизм рождается в головах молодых людей от невежества и незнания. Порой им никуда не нужно уезжать, чтобы стать радикальными. Достаточно сидеть дома, черпать информацию на сомнительных сайтах, общаться на Интернет-форумах с такими же фанатично, радикально настроенными одиночками-единомышленниками, и в итоге оказаться в какой-нибудь горячей точке – ведь вербовка зачастую ведется и через всемирную паутину.
«Шейх Гугл» сегодня – главный конкурент возрождению традиционного образования, когда молодой человек годами упорно обучается под присмотром учителей и наставников, получая от них напрямую знания. Здесь надо отметить, что речь идет именно о том, что молодежь не умеет правильно относиться к получению знания, а не об отрицании Интернета как такового. Наоборот, всемирную сеть сегодня надо активно использовать, традиционные мусульмане должны там присутствовать, чтобы не отдать это поле разным сомнительным шарлатанам и провокаторам в религии. Интернет – это новая возможность, которую надо осваивать, чтобы не потеряться в современном мире.
Так или иначе, но уже сейчас надо сказать о том, что проблема поверхностного знания, полученного через Интернет, а также из сомнительных книг и от сомнительных проповедников, существует. В некотором смысле это общая проблема для молодежи в современном мире – кино, современные популярные книги, Интернет приучили молодежь к тому, что информация должна приходить быстро в сжатом и клиповом формате. Новое поколение в массе своей не читает длинных статей и книг, не смотрит фильмы с затянутыми и замысловатыми сюжетами – им нужна скорость, выжимка, основная идея, легко и просто изложенная, чтобы бежать дальше. Но к религии такой подход невозможен – так нельзя!
Ислам требует долгого и внимательного изучения – осмысления головой и глубокого переживания сердцем. Знание об Исламе – это не просто набор информации, это духовный опыт, сочетающийся с долгим обучением. Чтобы стать мусульманином, достаточно миллисекунды, мгновения, но чтобы получить знания об этой религии, порой и жизни мало. В прошлом люди годы и даже десятилетия проводили за упорным, ежедневным, ежечасным изучением ислама, прежде чем они позволяли себе хоть какие-нибудь публичные суждения. Как правило, они путешествовали по миру в поисках учителей и знания – это действительно было не просто образование, это был жизненный опыт, порой сопряженный с трудностями и лишениями, которые были свидетельством соответствующего духовного становления человека.
Как это контрастирует с поведением тех молодых людей, которые, прочитав сегодня несколько книг и несколько десятков статей в Сети, проведя какое-то время на Интернет-форумах, приходят в мечети, наводят там смуту, пытаются поучать старших, спорят с имамами, которые годы и десятилетия посвятили образованию и духовному служению. Еще несколько месяцев назад такие молодые люди толком ничего не знали об исламе, слонялись непонятно где, а сегодня позволяют себе наглость в отношении старших. Неудивительно, что именно в среде таких молодых людей чаще всего легко распространяются радикальные и экстремистские взгляды. Как правило, именно таких проще завербовать в разные горячие точки. Поэтому поднятая проблема имеет самое насущное значение.
Сегодня нам всем надо стремиться к тому, чтобы авторитет в умме имели только те, кто годы посвятил изучению ислама, а также своей жизнью был примером нравственности и большой духовной работы – то есть те, кто доказал свое высокое понимание ислама как знанием, так и практикой – социальным служением, нравственной принципиальностью и честностью. Одним словом, надо призывать к такому понимаю мусульманского авторитета, каким он всегда в исламе и был.
Илдар Баязитов