Проблема экстремизма и радикализма, к сожалению, за последние десятилетия стала актуальной для мусульманского общества всего мира. Это касается и нашей страны, которая столкнулась с этой проблемой после распада СССР. Эта тема не может не привлекать внимание тех, кто заинтересован в достижении стабильности и созидательном развитии общества, в котором мы живем. Совершенно очевидно, что решить проблему можно только поняв истоки ее появления
Проблема экстремизма и радикализма, к сожалению, за последние десятилетия стала актуальной для мусульманского общества всего мира. Это касается и нашей страны, которая столкнулась с этой проблемой после распада СССР. Эта тема не может не привлекать внимание тех, кто заинтересован в достижении стабильности и созидательном развитии общества, в котором мы живем. Совершенно очевидно, что решить проблему можно только поняв истоки ее появления
И чем больше об этом думаешь, тем больше осознаешь, что причин появления этой проблемы в среде российских мусульман множество, и разрубить этот гордиев узел можно, только если разложить эту проблему на составные части.
Корни любого серьезного конфликта или проблемы порой крайне сложно обозначить – чем серьезнее конфликт, тем сложнее вычленить его истоки. Применительно к ситуации в мусульманском обществе нашей страны, которая сложилась после распада СССР, это выражалось в том, что на конфликты внутри него повлияло множество факторов, которые носят как очевидно объективный, так и довольно субъективный характер. Внешние причины я бы отнес к объективным, а внутренние к субъективным.
Внешние причины
Зарубежное образование
С одной стороны, последние 20 с лишним лет мы наблюдаем совершенно объективные процессы – после распада СССР мы обнаружили, что система мусульманского образования у нас была практически разрушена, одновременно с этим интерес к исламу у людей стал повышаться стремительным образом. Конечно, в этой ситуации люди начали искать способы реализовать свою потребность в знании о своей религии. Отсюда и большой поток российских студентов, которые обучались в зарубежных мусульманских вузах.
При этом страны, в которых учились наши сограждане, были очень разными, со своими проблемами и актуальными именно для этих государств идеологическими дискуссиями и конфликтами. Молодые, еще неокрепшие ребята, на несколько лет погрузившись в этот контекст, оказались оторванными от своей родины. Это заставило их думать, что те проблемы и идеи, которые релевантны условному Египту или Сирии, также имеют отношение и к России. Как итог, многие ребята привезли все эти конфликты из ближневосточного контекста в контекст российский.
Это, безусловно, ошибочное и необдуманное решение стало следствием интеллектуальной незрелости мусульманского сообщества России 90-х и нулевых годов.
От регионального к глобальному
Кроме того, и за рубежом находились те, кто готов был проспонсировать распространение их региональных конфликтов на глобальном уровне, что придало бы большую значимость происходившим там столкновениям, а как следствие, увеличило бы те дивиденды, которые они от этого получают. Так, борьба за нефтяные месторождения на Ближнем Востоке получила «красивую» обертку войны за высокие религиозные ценности, что увеличило, таким образом, социальную базу этого сопротивления людьми из других регионов.
Или то, что мы сегодня наблюдаем на примере феномена ИГИЛ (запрещенной в России организации). По большому счету появление этой организации – это попытка арабского мусульманского населения Сирии и Ирака построить свое национальное государство после того, как американцами фактически быль разрушен Ирак. То есть, в основе его лежат скорее националистические и реваншистские интересы некоторых арабских кругов. Кроме того, можно назвать и многочисленные социальные проблемы, которые сделали возможным появление такого страшного феномена. Придав этому движению образ «священной борьбы» за создание халифата, идеологи ИГИЛ расширили тем самым свои возможности для привлечения как финансовых, так и людских ресурсов.
Источник фотографии: РИА «Новости»
Те россияне, которые не понимают этих контекстов и верят словам пропагандистов и популистов, увлекаются так называемыми джихадистскими идеями, совершенно не понимая, какие реальные задачи за этими призывами и «привлекательными» идеями стоят.
Надо понимать, что многие проблемы, которые имеются в этом регионе, уходят корнями в историю Османского султана и тех игр, которые вели там западные державы после развала этого государства. Это очень специфический многослойный региональный контекст. Именно из этого контекста и выросли все экстремистские и деструктивные течения, которые впоследствии проникли и в нашу страну.
Данная стратегия – вывести региональные конфликты на глобальный уровень – оказывается, как мы видим, весьма эффективной. Тем более, что у нее находятся активные стороны в лице зарубежных западных держав, которые заинтересованы в этой территории не только как месте, где много ценных природных ресурсов, но и как месте, где можно осваивать многомиллиардные военные бюджеты и решать свои геополитические задачи через опосредованное столкновение со своими потенциальными противниками. Это все приводит к усугублению кризиса в этом регионе, еще большей крови, еще большим конфликтам.
В конечном итоге мы имеем довольно печальную картину, которая к нашему государству не имеет никакого исторического и идейного отношения. Однако, нельзя отрицать, что в нашей стране также были определенные внутренние причины, которые сделали возможным появление определенных экстремистских настроений.
Внутренние причины
Советская политика
Как было сказано выше, одна из самых больших причин заключается в том, что мусульмане за 70 лет советской власти потеряли практически всю исламскую инфраструктуру, которая у них была – учебные заведения, мечети, издательства, вакфы – почти все это было закрыто и разрушено. Отсюда огромный дефицит знания об исламе, который мы получили к началу 90-х годов.
Источник фотографии: segodnya.ua
Незнание – это основной корень проблем. Человека, который не имеет знания, слишком легко ввести в заблуждение, обмануть, убедить его в том, что ложь это правда, а правда это ложь. Эту проблему осознает руководство нашей страны и нашей республики.
Именно поэтому последние годы как на федеральном, так и на республиканском уровне предпринимаются огромные усилия для того, чтобы поддержать отечественное исламское образование. В Москве создан Фонд поддержки исламской науки, культуры и образования, существует Федеральная целевая программа поддержки мусульманского образования. Кроме того, масса сил приложена руководством Татарстана для того, чтобы построить в нашей Республике свою богословскую школу. Очень важно, что осознание необходимости в этом пришло, и уже многие годы наше государство уделяет очень большое внимание данному вопросу.
Однако к началу 90-х годов этого еще не было. В нашей стране была масса экономических, социальных и политических проблем, которые необходимо было экстренно решать, и поэтому религиозная сфера еще не была под таким пристальным вниманием. Хотя на республиканском уровне, надо оговориться, мусульмане всегда чувствовали поддержку руководства.
Социальная нестабильность
Следующим важным моментом в разговоре о причинах радикализации некоторых мусульман нашей страны необходимо назвать социальные причины. Многочисленные экономические проблемы, которые возникли после распада СССР, привели к тому, что в 90-е годы многие слои населения оказались в очень сложной ситуации. Все мы помним, как в то время жилось среднестатистическому россиянину. Конечно, социально неблагополучная среда является очень питательной для различных радикальных настроений. В то время она породила и скинхедов, и радикальных националистов, и религиозных экстремистов, да и просто преступников.
Криминальная среда
Источник фотографии: onlygid.ru
Кстати, неудивительно, что из криминальной среды вышло довольно много джихадистов и прочих радикалов. Тут, на мой взгляд, две причины. С одной стороны, часть этих людей, как тех, кто был в заключении, так и тех, кто был на свободе, осознали тупиковость и порочность своего тупикового пути и стали искать спасение в религии. Однако, вместо того чтобы приобщиться к традиционным формам ислама, некоторые из них на этом пути встретили радикальных проповедников, которые сбили их с верной дороги. С другой стороны, надо сказать, что в криминальной среде были сконцентрированы самые маргинальные и непринятые обществом группы, которые искали способы выразить свое недовольство. Грабеж и бандитизм не обладали той необходимой идейной основой, которая бы могла идеологически обосновать их стремление к мести всему обществу.
Рабочие кварталы и молодые интеллектуалы
Вообще, необходимо отметить, что радикальные проповедники довольно активно и целенаправленно раскручивают тему социальной справедливости и обращаются именно к той аудитории, которая в наибольшей степени обездолена. Молодежь из рабочих окраин, сельские жители, которые недавно перебрались в город, бывшие заключенные, инвалиды, одинокие и забытые люди. Это довольно большая социальная база для работы вербовщиков.
Одновременно с этим не стоит думать, что эта социально неблагополучная среда является единственной, где могут быть распространены экстремистские настроения. Мы знаем немало примеров того, как дети из благополучных семей, с хорошим образованием и претензией на интеллектуальность также становились радикальными экстремистами. Это тоже вполне объяснимо и неуникально. Ведь история знает массу примеров того, как люди из благополучных семей становились террористами, революционерами, боевиками и прочими т. н. борцами за свободу. Вспомним историю левых антиглобалистских, коммунистических, анархистских движений и найдем массу аналогий – от лидера кубинской революции Эрнесто Че Гевары, который был из благополучной аргентинской семьи врачей, до анархистов и террористов из буржуазных и аристократических семей дореволюционной России или Франции 19 века. Для всех этих людей вопрос социальный справедливости имел ключевое и крайне важное значение, именно вокруг этой проблемы выстраивалась и выстраивается их идеология. Но не стоит думать, что озабоченность ведет к появлению радикальных настроений. Скорее наоборот.
Вообще, интеллектуальный поиск человека может вывести его на какие угодно пути. Кто-то, стремясь найти пути достижения справедливости, идет работать, например, во «Врачи без границ» или другую благотворительную организацию, а кто-то решает, что ему нужно взять в руки оружие и идти в лес. Много зависит от темперамента человека и способности или неспособности к глубокой рефлексии.
Заключение
Как я писал выше, для решения любой проблемы необходимо понять ее истоки, какими бы сложными и запутанными они не казались. В случае разбираемого феномена мы видим, что решение проблемы лежит как в административной сфере – создание образовательных институтов, фондов и издательств, так и идеологической – наполнение этой сферы соответствующей идейной основой, где тема социальной справедливости должна особенно серьезно прорабатываться.
Илдар хазрат Баязитов, заместитель муфтия Татарстана