На современном этапе татарская часть мировой уммы, как и все мусульманское сообщество России, находятся на перепутье. С одной стороны в последние годы становится актуальным изучение, возрождение наших исторических мусульманских традиций, адаптация, в частности, исламского образования нашей страны к российским реалиям, с другой происходят объективные процессы мировой глобализации, когда благодаря Интернету и новых техническим средствам связи мир становится по настоящему глобальным .
Самая большая задача российский мусульман на данном этапе – возрождая наши традиции не остаться в стороне от общемировых тенденций, не стать, одним словом, аутсайдерами.
В то время как некоторые журналисты и общественные деятели, которые далеки от понимания ислама и мусульман, неустанно говорят о пагубном влиянии зарубежных мусульман на мусульман российских и о том, что так называемый зарубежный ислам является главной опасностью для так называемого ислама отечественного, необходимо громко заявить о том, что ситуация ровно противоположная.
Во-первых, нет таких понятий как «зарубежный ислам» и «российский ислам». Ислам он один, это истина в самом своем чистом виде. Разных редакций истины не бывает. Несмотря на множество течений, которые существуют в исламе, в своей сердцевине, в своих базовых понятиях он един. Умма это единый организм, поэтому не бывает российской уммы, турецкой уммы, узбекской уммы, европейской уммы. Мы можем говорить про российскую часть мировой уммы, турецкую часть мировой уммы, узбекскую часть мировой уммы и т.д.
Во-вторых, главная опасность, которая грозит мусульманам России это вовсе не влияние зарубежных братьев по вере, а наоборот – изоляционизм, который является следствием националистических идеологий. Многих пугают глобализационные процессы, которые происходят в современном мире, однако такая реакция, на мой взгляд, является ошибкой. В определенном смысле, именно благодаря глобализации мусульмане мира становятся по-настоящему единой уммой. Интернет-сайты, новые медиа (социальные сети и видеохостинги), новые средства связи и транспорт, развитие издательского дела – все это инструменты глобализации, которые могут сделать (и делают) мусульман всего мира ближе друг к другу. Более того, именно благодаря глобализации умма реализуется в полном смысле этого слова. Можно говорить о том, что глобализация это наиболее завершенная форма уммы.
Российские мусульмане и в дореволюционное время, даже в период царской власти, оставались частью мировой уммы. Например, татарские богословы и имамы учились как в Бухаре, так и в странах арабского мира и Турции. Все ведущие татарские улемы много путешествовали по мусульманскому миру. Свои труды они в большинстве случаев писали на арабском языке. Например, главный татарский богослов 19 века Шигабутдин Марджани, которого сейчас считают символом традиционного татарского ислама, большую часть своих трудов написал на арабском языке, а такой выдающий татарский алим как Муса Бигиев и вовсе писал на тюрки, который был близок к османскому языку. Система тарикатов, в которых состояли выдающие имамы и улемы из числа татар и вовсе не знал государственных границ. И подобная интернациональная картина характерна не только для элиты дореволюционного татарского общества, но и для всего татарского народа. Например, самой популярной книгой у татар до революции после Корана был труд османского поэта и ученого 15 века Мухаммада Челяби – «Мухаммадия».
Таким образом, даже до революции 1917 года мусульманская жизнь татар была частью мировой уммы. Поэтому в веке 21-м любые призывы к изоляционизму для российских мусульман можно воспринимать как прямую диверсию против ислама, как попытку ослабить мусульман нашей страны. Возрождение наших традиций и пропаганда умеренности и ненасилия не только не противоречит включенности в общемировые процессы, а наоборот напрямую связаны с ней. Радикальные и деструктивные настроения, которые за последние 20 лет возникали в среде татар-мусульман, были следствием внутренних причин и проблем, которые имелись в нашей стране.
Как известно радикалов и экстремистов среди мусульман ничтожное меньшинство, не больше чем среди представителей других религий и культур. Однако в мусульманском мире происходят очень серьезные процессы, которые требуют не только внимания со стороны татар, но и активного участия в них. Мусульмане всего мира ищут пути своего развития, которые позволяли бы сохраняя свою религию, свои культурные и нравственные принципы, не оставаться в стороне от общемирового развития и более того встать в его авангарде. Именно поэтому татарам сейчас крайне важно чувствовать себя частью этого глобального мира. Джакарта, Стамбул, Куала-Лумпур, Касабланка, Тегеран, Бейрут, Каир, Эр-Рияд, Медина, Мекка – все это крупнейшие мировые мегаполисы, которые традиционно являются мусульманскими центрами. А ведь еще сотни тысяч и даже миллионы мусульман сейчас живут в Великобритании, Германии, США, Франции и других западных странах. Также есть большие мусульманские общины в Китае, Японии и даже Южной Америке. Одним словом сейчас сложно найти страну, где не жили бы мусульман.
В истории российских мусульман уже был период жесткого изоляционизма – это советские годы. Но их уже не вернуть. Татарам-мусульманам, как и всем россиянам, приходится сталкиваться с вызовами современности – алкоголизм, наркомания, кризис института семьи, падение нравов, эгоизм и гедонизм. Справится с этими вызовами можно только имея крепкое мусульманское самосознание.
Однако борясь с проблемами современности необходимо не забывать и о постижении этой современности: развивать науки, искусство, технологии. Для татар остаться в стороне от мусульманского мира равно тому, чтобы остаться без своей религии и духовности, а отказываться от мира западного равно остаться без научного-технического прогресса и достижений демократии. Как в первом так и во втором случае татары могут оказаться аутсайдерами, и не просто остаться в стороне от общемировых процессов, но более того – выродиться как народ и исчезнуть. Ислам и наука – это в своей сути интернациональные и даже наднациональные явления, которые могут развиваться и приносить пользу людям, являясь только в полном смысле этого слова глобальными. Насколько наука не может быть национальной, настолько же и ислам не может быть национальным. Ислам и наука это лоскутные одеяла разных традиций и культур, ставших единым целым. Поэтому и татарам необходимо возрождая свои традиции и знакомя с ними весь остальной мир, активно участвовать в глобальном мире. Изоляция же это путь в некуда, в одно большое вселенское ничто.
Сулейман Айдинов