Продолжение. Мнение авторитетного богослова Мухаммада Саида Рамадана аль-Буты о соотношении современной науки и скрытого, сокровенного знания.
И все-таки, каков итог вышесказанного? Итог следующий: человек, уверовавший в Великого и Могучего Аллаха, Вседержителя в Чьей власти небеса и земля, должен понимать, что мир причин и следствий зависит от «ключей», которыми владеет Аллах Всевышний.
Ученый человек, не говорю верующий, должен понимать, что видимые им материальные причины являются всего лишь войском Аллаха Всевышнего, и Он распоряжается им как пожелает и когда пожелает. Поэтому не подобает человеку, если он в действительности является ученым, упускать из виду истинную суть вещей в угоду материальному миру. Не может ученый предавать забвению скрытую истину, обращаясь лишь к тому материальному, что он видит. Именно об этом нам говорит Коран.
Тем не менее, соглашается ли современная наука с тем, что утверждает Коран?
Задавая этот вопрос, я уверен в том, что мы не нуждаемся ни в современной, ни в древней науке для подтверждения слов Аллаха. Напротив, наука нуждается в поиске аргументов в свою пользу в Божественном откровении.
Но, несмотря на это я задаю этот вопрос, чтобы вести диалог с теми людьми, которые превозносят науку на столько, что забывают о рамках и границах самой науки!
Я помню, что некогда читал слова авторитетного западного ученого Дэвида Юма являвшегося представителем позитивизма. Он говорил: «Если я бы тысячи раз увидел сухую траву, сгоревшую в огне, то я бы не смог принять окончательное научное решение о том, что эта сухая трава сгорит еще раз, пока не проведу опыт, брошу сухую траву в огонь и увижу, что она сгорит».
Известно, что Юм в этом своем утверждении исходит не из религиозной точки зрения. Он опирается на научные критерии, в которых убежден.
Он хочет сказать, что постоянство наблюдаемых нами законов природы, мы извлекли из множества прошлых опытов, которые не гарантируют предполагаемого нами постоянства этих законов в будущем. Ведь может произойти что-либо сверхъестественное, что-либо неожиданное. Вследствие этого я предполагаю, что с большой вероятностью сухая трава сгорит. Однако, основываясь на своем предположении и убежденности, я не могу достичь степени научного решения в его академическом понимании. Таким образом, утверждение Юма основывается на научном исследовании.
В Книге Великого и Могучего Аллаха мы видим, как Всевышний предостерегает нас от сомнения в том, что законы природы регулируются Им так, как Он пожелает.
В Книге Аллаха Всевышнего описывается интересный диалог между пророком Нухом (Ноем) и его сыном.
Этот диалог показывает ту истину, о которой я говорю. После того как начался потоп, и сухая земля заполнилась бушующим морем бьющихся друг о друга волн, один из сыновей Нуха был среди отклонившихся от пути Аллаха Всевышнего. Божественное откровение рассказывает нам о диалоге, который произошел между ними в тот момент.
Нух воззвал к своему сыну, который стоял одиноко в стороне: «О сынок, садись с нами в ковчег, в котором повелел нам собраться Всевышний, и не оставайся с неверными».
Сын сказал: «Я найду приют на горе, и она защити меня от воды».
Вот пример логики человека, заточившего свой разум в рамках понятий «материя» и «природа». Этот человек сказал: «Поистине, вода, льющаяся с неба и извергающаяся из земли, - все это буйство природы. Я укроюсь от буйства природы в природной крепости! Я найду приют на высокой горе».
Этот невежда даже не представлял, какая сила воздействия скрывается за этим природным явлением.
Какова же была логика пророка? Каким был ответ отца, сочувствующего своему сыну?
Нух ответил сыну: «Сегодня спасет Аллах от Своего повеления лишь тех, кого Он помиловал».
Сегодня никто не спасется. Дело не в буйстве природы. Поэтому невозможно укрыться на высокой горе. Все дело в повелении Аллаха. Вода, льющаяся с неба и извергающаяся из земли, всевозможные ураганы, - все это является войском Великого и Могучего Аллаха. Воины получают приказания из оперативного штаба, от главнокомандующего. Весь этот мир есть Его войско. И никто не знает числа воинства Господа твоего, кроме Него. Это воинство связано с «ключами». А ключами владеет Аллах Всевышний.
В итоге после диалога отца с сыном в божественном откровении говорится: «И встала меж ними волна, и сын утонул» (Сура 11 «Худ», аят 43).
Этот разговор, эта сцена подтверждают ту истину о которой говорится в божественном откровении ясными словами науки и веры.
О проблеме соотношения сокровенного и воли человека
И все же, я считаю, что в этой связи у многих из нас может возникнуть кое-какое недопонимание.
Если утверждение о том, что ключи к сокровенному принадлежат Великому и Могучему Аллаху, а причины, которые мы видим в природе не обладают никаким воздействием, правильно, то мы окажемся в такой ситуации, при которой не сможем нормально существовать, так как причинно-следственная связь в этом случае будет прервана.
В этом случае я не стану лечиться, так как лекарство, вероятно, не подействует. Я не стану прилагать какие-либо усилия в поисках средств к существованию, так как это бесполезно. Ведь истинно влияет на все только Аллах. Более того, я не стану защищать себя от пламени огня и смертоносного яда, так как, вероятно, их воздействие пропадет и исчезнет.
Таким образом, если человек подчинит себя такому представлению вещей, то это может привести его к отсутствию уверенности во всех вселенских законах, и тогда человек перестанет прилагать усилия к достижению какой-либо цели! А это уже является большой проблемой.
Как ответить на эту проблему?
Лучший ответ на данную проблему, возможно, дал Худжатуль-Ислам имам аль-Газали в книге «Тахафут аль-фалясифа» («Самоопровержение философов»).
После того, как он представил эту проблему, то сказал: «Да. То сокровенное, проистечение которого мы предполагаем не является неизбежным, так как ключами от него владеет Великий и Могучий Аллах. Тем не менее, Аллах установил определенные законы в этом бытие, установил причинно-следственную связь. Всевышний сообщил в Своей Ясной Книге о том, что установления Его не подвергнутся изменению: «Это обычай, который Мы соблюдали с прежними Посланцами, и ты не увидишь в том обычае изменения» (Сура 17 «Ночное путешествие», аят 77).
В божественном откровении не раз утверждается похожий смысл. Если мы видим, что еда насыщает, лекарство лечит, огонь сжигает, признаки мужского пола в хромосомах действительно связаны с мужским полом, и наоборот, то нам необходимо знать, что таков закон Великого и Могучего Аллаха в этом бытие. Аллах Всевышний сказал: «Нельзя изменить сотворенное Аллахом» (Сура 30 «Румы», аят 30).
Таков порядок! Этот мир – не хаос. В связи с этим, мы имеем в своем распоряжении, как называет это имам аль-Газали, приобретенную убежденность в следующем: то, что происходило определенным образом в прошлом, продолжит происходить и в настоящем, и в будущем.
Однако, здесь необходимо обратить внимание на один тонкий момент. Великий и Могучий Аллах сказал: «Ты не найдешь замены для установления Аллаха» (Сура 35 «Творец», аят 43), то есть новое постоянное установление не займет место старого установления, новый порядок не заменит тот порядок, которому пожелал Великий и Могучий Аллах быть в причинно-следственной связи.
И все же, вполне может произойти что-то сверхъестественное! Сверхъестественное явление не является сменой одного установления Аллаха другим. Часто сверхъестественное происходит под названием чудотворения пророка (муджиза) или чудотворения праведника (карамат). Вне зависимости от того, что чудотворение, связанное с пророком, случается с целью подтверждения правдивости его пророческой миссии, протекание сверхъестественного явления снижает степень предположения с истинного знания на степень, как говорит имам аль-Газали, приобретенной убежденности.
Например, как врач я за свою жизнь видел феномен постоянной связи между видом хромосом и полом зародыша. Следственно я могу быть убежденным в этом феномене с тем условием, что эта убежденность – приобретенная, а не неизбежная научно-академическая истина.
Я вижу, что лекарство лечит, т.е. его прием сочетается с исцелением. Следственно я могу иметь дело с лекарствами на упомянутой основе, так как все это есть установление Аллаха, и ты не найдешь замены для установления Аллаха.
Я знаю причины смерти, и знаю, что смерть непосредственно связана с ними, тогда я буду иметь с ними дело на той же основе.
Более того, шариат повелевает мне поступать таким образом. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лечитесь, о рабы Аллаха. Ибо, поистине, какой бы недуг, за исключением смерти, не ниспослал Аллах Он ниспослал (вместе с ним) лекарство от него» (Этот хадис в разных версиях передают Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и Ахмад).
Если бы человек узнал закон, который установил Аллах в отношении своих рабов в вопросе причинно-следственной связи, и после этого не поступил бы с этим должным образом, и, к примеру, бросил себя на погибель, то он считается самоубийцей, и встретит Аллаха будучи грешником.
Если человек жалуется на жажду, но отказывается от поиска воды, заявляя при этом, что причина утоления жажды заключается не в воде, а лишь Аллах способен утолить мою жажду, то, как говорят ученые, такой человек грубо нарушает этикет по отношению к Аллаху потому, что Аллах установил в этом бытие причину для утоления жажды так же, как и установил причину для утоления голода. А раз дело обстоит именно так, то я не должен игнорировать Его законы и порядки, которые Он установил в отношении Своих рабов.
Вот таким образом имам аль-Газали, руководствуясь шариатом Великого и Могучего Аллаха, дает ответ на обозначенную проблему.
Читайте также: Современная наука и знание о сокровенном. Часть 1
Роман Зиякаев. Переведено с naseemalsham.com для ИА "Инфо-Ислам". Продолжение следует