Духовное управление мусульман Татарстана вступает в новую стадию возрождения, на глазах омолаживается руководящий состав, мусульмане Татарстана с большими надеждами смотрят в завтрашний день. Новый период требует новых идей, современных креативных проектов, которую мусульманская молодежь смогла бы принять.
В начале бурных 90-ых годов прошлого века, в мусульманской общественности обсуждалась идея перенесения муфтията татар-мусульман ЦДУМ России в Казань, он эта тема осталась так и не реализована, а время уже упущено. Двухлетнее муфтиятство Ильдуса Файзова без каких-либо сомнений надо охарактеризовать капитуляцией главной опоры татарского ислама в лице ДУМ Татарстана перед регионами России, которые смотрели с большой надеждой на политический и духовный центр татар-мусульман – Казань. Что делать? Как вернуть доверие? Как объединить духовные центры татар-мусульман, главным ядром которых всегда оставался Татарстан?
Деполитизации ДУМ или пора вступить на рельсы просвещения
Непременно, новая четырехлетка руководства муфтията Татарстана должна служит деполитизацией ислама или стать концептуальным вступлением мечетей в русло просвещения. Потому что без возрождения современной татарской махалли, налаживания инфраструктуры мечети, невозможно решить конфликты, провокации, кризисы, которые продолжаются более 20 лет, результатом чего является массовый уход молодежи в радикальные течения, секты. Нужен капитальный ответ Чемберлену. Пора признать, что современная мусульманская молодежь далека от политики и очень близка к просвещению, к науке, к актуальным проповедям, современным технологиям, через которые объясняются сегодня постулаты религии. Но в какой форме? Это тоже большой вопрос. Традиционные религиозные деятели полностью не понимают или не хотят воспринимать современные чаяния молодежи. Обычной пятничной проповедью, поднимая в них традиционные темы, типа «читайте намаз», «держите уразу», «платите закят» невозможно удержать молодежь в мечетях. Настало время исламского креатива в проповедях, в вещании глубоких мусульманских знаний, в чем молодежь очень нуждается, как путник в воде в пустыне. Особенно должна всячески поддерживаться и развиваться информационная составляющая. Внимание надо уделять и исламским сайтам на татарском языке. Язык – это опора татарского ислама и поэтому, надо доказывать, что татарский язык – «Это не деревня, а круто!». Также нерешенной проблемой остается вопрос индивидуальной работы имама мечети с каждым прихожанином. Многие старожилы, помнящие известных имамов Казани советского периода, жалуются на исчезновение системы махалли в современных мечетях, грубость имамов, их разнодушие не только к аксакалам, но и к молодежи. В то же время адепты радикальных течений и сект умело работают в разных местах.
Махалля – основа стабильности
О системе махалли, то есть о самоуправлении, в последние годы разговоры стали актуальными. Причиной тому является тотальный кризис. Но мы не можем привести в пример ни одну современную мечеть, действующей по системе татарской махали. Махалля – живой организм, даже целый институт с разными направлениями. До революции у татар России насчитывалось более 4 тысяч махаллей под руководством муфтията (современного ЦДУМ) и единственным муфтием. Махалли имели свои медресе, школы, фонды - вакфы, земли, имам являлся главой местных мусульман, а ДУМ достиг уровня татарского Правительства. Это было отмечено Синодом Российской империи. Татары достигли больших высот, нашли пути взаимного диалога между государством и мусульманами. Эти процессы происходили при «угнетающей» царской власти. В чем же причина или формула тогдашнего роста? Очень просто – тогда татары выбрали путь просвещения, всю силу отдавали образованию. Хотя сегодня Россия демократическое государство, но этот путь повторить очень тяжело, в столице, к примеру, новые мечети строить не удается. Власть не идет на выгодный диалог с мусульманами и местными муфтиями. Москва до сих пор живет с мечетями, построенных ЦДУМ, а не СМР. А насчет просвещения мусульманской молодежи, то его процессы происходят как-то минуя официальные структуры.
Как предотвратить исторические ошибки?
Начало XX века, несмотря на то, что этот период считается годами ренессанса татар, стало и гибелью махалли. Именно распространение социалистических, революционных идей, отчуждение молодежи от традиций из-за внешнего влияния на деревни и растущей урбанизацией, татарская махалля ослабла и уже, после октябрьской революции, она не смогла сохранить себя. Могут сказать, что причина в исторических событиях, но, увы, в тех местах, где была крепка вера, самобытность со всеми атрибутами сохраниться смогла. Поэтому надо уверенно сказать, что главный принцип махалли – это вера, а затем социальное благополучие.
Почему я об этом пишу? Ведь сегодня можно увидеть совершенно схожий аналог начало XX века. Проблемы остались одни и те же, поэтому отсталость от прогресса – это самоубийство и большая ошибка перед потомками. Надо лишь вспомнить известного писателя, лидера шакирдов начало века Фатиха Амирхана, так как он в своем первом рассказе «Сон в канун праздника» («Гарәфә кич төшемдә») мечтал в день праздника - Гаета играть в карты с русской дамой. Вот вся трагедия, ошибка, которая произошла сто лет тому назад. А причина только в том, что отсталость исламского мира от прогресса, не знание своих религиозных корней, сильное влияние Запада, как и тогда 100 лет назад, молодежь уводить в бары и танцполы.
Всех в один кулак!
В конце восьмидесятых еще работник комсомола, будущий великий имам и идеолог Валиулла хазрат Якупов в старых своих записях написал, что «муфтий Талгат хазрат Таджуддин – надежда татарского ислама!». Это было 25 лет тому назад. Но мы должны исходить из современных реалий и найти своеобразный путь татарского ислама, в том числе и лидеров. Лидер должен сформироваться среди народа, уммы, нельзя ошибиться тем, что лидера можно найти и народ его примет. Проблема татар-мусульман в том, что они сами должны выбрать себе лидера. С одной стороны, председатель ЦДУМ Талгат Таджуддин является Верховным муфтием России, но часть общин признают Совет Муфтиев России и его председателя муфтия Равиля Гайнутдина. В одном из своих статей я уже писал, что период этих муфтиев приближается к финишу и начнется возрождение с новыми, обладающими глубокими религиозными знаниями лидерами. Поэтому муфтий Татарстана, в будущем, должен суметь стать лидером среди муфтиев России и постепенно, начать собирать общины свободного плавания, которые не подчиняются никакой структуре. Но это зависит от разных факторов, и от того, кто в будущем возглавит ЦДУМ России, и какая судьба ожидает Совет муфтиев России (СМР). В общем, на муфтият Татарстана большие надежды и чаянии татар России, так как всегда будут ориентированы на историческую Родину – Казань, где вотчина ДУМ РТ.
Александр Долгов