Большой ошибкой считать, что татары за советские годы полностью утратили традиционную систему махалли. Нет, это не так. Есть сегодня примеры, того как система мусульманское общины не только сохранилась, но и активно развивается. Самый яркий пример это система махалли, которая сохранилась в татарской мечети Шыгырдан, которая находится в Республике Чувашия.
Татары Шыгырдана и в советские годы крепко держались за ислам и старались сохранить свой автономный общинный уклад, а в постсоветское же время это село расцвело. Во многом стараниями настоящего лидера этого села, муфтия Чувашии, а теперь и Москвы, Албира Крганова, который смог довести систему махалли в этом селе практически до совершенства.
Население села сегодня достигает почти 6 тысяч человек. И на это число в Шыгырдане 7 мечетей! А также 2 медресе, одно из которых (медресе «Гулистан») расположено в знаменитой мечети «Трех сподвижников». Эта замечательная мечеть, которая открылась в 2010 году, построена в булгарском стиле. Важно то, что она построена самими селянами на собственные деньги. Она является копией Булгарской соборной мечети и это очень показательно. Ведь возрождение исторических культовых сооружений означает возвращение памяти, религии и гордости мусульман России за свое прошлое. Также это свидетельствует о том, что татарская махалля не исчезла, она вновь работает и финансирование собственной духовности татарами продолжается.
В Шыгырдане также располагается и центр Духовного управления мусульман Чувашии, которое и возглавляет Албир хазрат Крганов. По всей Чувашии более 50 мечетей и в каждой из них, в каждой татарской деревне этой Республики чувствуется работа муфтия Крганова, который распространяет опыт татар Шыгырдана по всем мечетям региона.
Особенно ценно в опыте Шыгырдане это то единство всех сфер общественной жизни, которое там есть. Сегодня татарам, которые живут как в городах, так и в деревнях надо брать в пример этот опыт.
Еще одна важная характеристика этого села – это постоянное развитие. Сегодня в селе 1 700 хозяйств, еще несколько сот домов строится. Большая часть населения села это молодые люди трудоспособного возраста, а рождаемость превышает смертность. В деревне 2 школы и 2 детских сада.
В селе большими темпами развивается частный бизнес. Многие семьи занимаются предпринимательством: кто-то сельским хозяйством и животноводством, а кто-то занимается промышленным делом. Особенно важно и то, что молодежь хочет жить в этом селе и после получения высшего образования часто возвращается в родной Шыгырдан.
Уникальность выстроенной в этом селе системы заключается в том, что ключевые вопросы развития села обсуждаются на Общественном совете махалли ("Шыгырдан мәхалләсе иҗтимагый киңәшмәсе”), который помогает государству решать социальные и культурные задачи. В Совет входит несколько десятков человек. Среди них уважаемые в Шыгырдане люди – имамы мечетей, директора школ и руководители предприятий. Все заседания Совета начинаются с чтения аятов Священного Корана. Совет ведет дела от имени каждого из почти 6 тысяч жителей этого населенного пункта и собирается раз в месяц.
Как отмечает лидер этой большой общины Албир Крганов, «совет граждан села Шыгырдан объединен под благочестивым призывом Священного Корана и наследия наших предков творить добро ради довольства Бога. Совет должен быть полностью аполитичен и призван помогать сельскому поселению - государственному органу нашего села». При Совете создан фонд вакфа, который аккумулирует средства от садака и прочих пожертвований и тратит на нужды села. Например, на Совете махалли могут быть решены вопросы о ремонте дорог или награждении отличников среди выпускников шыгырданских школ.
Плоды этой системы мы видим сегодня и они не могут не поражать. Шыгырдан это активно развивающиеся село, где не только происходит экономический, но и духовный рост. Мечети не пустуют, дети учатся в медресе, каноны ислама играют значительную роль. Большое значение в успешности этого села сыграло идеологическое и каноническое единство. Шыгырданские мечети и члены их общин следуют традициям своих предков являясь ханафитами матуридитами, не создавая отдельных обособленных сообществ и сохраняя культуру своего народа. Это очень важно - когда отсутствуют конфликты на почве идеологических и религиозных разночтений. Сегодня всем татарам надо не просто изучать, но и активно перенимать и внедрять этот опыт.
Конечно, существует большая разница между ситуацией в 6-тысячном селе и, например, полуторамиллионной Казани и еще больше эта разница чувствуется в сравнении с пятнадцатимиллионной Москвой. Однако, это не может мешать выстраиванию канонического единства татарских мечетей и татарских общин. Как мы знаем, наши соотечественники даже в других государствах (Финляндии, Турции, Китае) смогли сохранить свою систему и религиозное единство. Так почему же мы не можем сделать это в своей стране? Конечно же, можем!
При каждой мечети можно также создавать свои Советы, которые будут решать вопросы развития своих общин, а также привлекать к жизни мечети большое количество населения тех городских районов, в которых они находятся. Такие Советы могут участвовать в решении социальных проблем, которые возникают в тех городских районах, где функционирует их община.
Соблюдение канонического и культурного единства также имеет стратегическое значение. Потому что, только оставаясь едиными на таком идеологическом уровне можно добиться единства и социального, мобилизации всех сил татарской нации для сохранения и развития мусульманской религии и татарской культуры.
Любой, кто посетит Шыгырдан может увидеть, как чтят и развивают традиции своих предков татары этого села. Поэтому никаких проблем в религиозной сфере нет. Особенно это единство чувствуется на контрасте с некоторыми татарскими селами, где единой общины создать не удалось и между мечетями начались конфликты на идеологической почве.
Сегодня в Шыгырдане очень часто проводятся конференции, посвященные роли системы махалли в возрождении традиционных ценностей. Албир Крганов и другие лидеры села понимают важность собственного опыта и стремятся поделиться им с другими татарскими общинами со всей страны.
Село Шыгырдан становится сегодня площадкой для многих мероприятий республиканского и межрегионального уровня. В частности ежегодный сельский экономический форум «Шыгырданский диалог» и научно-практическая конференция «Шыгырданские чтения».
Мне самому, конечно же, также приходилось бывать в Шыгырадане и, на мой взгляд, Шыгырдан это не деревня, а татарский городок. Побывав там я сразу заметил, что в Духовном управлении мусульман Чувашии к каждой работе относятся творчески, работают с душой без всякого официоза, что является гарантом успеха.
Например, хотя здание муфтията маленькое, но здесь проделывается огромная работа, которая заметна во всех направлениях. Республиканская олимпиада по основам ислама в Чувашии проводится на государственном уровне при содействии Духовного управления мусульман и Министерства образования ЧР. Здесь как нигде больше особое значение придается воскресным школам. Именно в этом небольшом муфтияте каждый месяц собираются преподаватели мактабов при мечетях, имамы разных мухтасибатов Республики. Одним словом плодотворно обмениваются опытом.
Конечно, велика и роль личности в истории. Жителям Шыгырдана повезло со своим лидером, Председателем Духовного управления мусульман Чувашии Албиром хазратом Кргановым. Став муфтием в 18-летнем возрасте он уже 20 лет является настоящим лидером мусульман не только Шыгырдана, но и всей Чувашии. Крупные мероприятия, праздники татар проводятся под руководством муфтията, а значимые проекты и программы, включая строительство детских садиков, школ строятся под эгидой муфтия. Конечно, спасибо властям Чувашии и Крганову, что смогли создать диалог между народом и правительством, гарантирующего стабильность в Республике. Также социальную работу муфтията можно поставить в пример. Они помогают пожилым людям, детям разных национальностей.
Сегодня Крганов стал также и муфтием Москвы. Он активно использует свои шыгырданский опыт в столице нашей Родине. И уже многого ему удалось достичь, что еще раз свидетельствует о том, что опыт 6-тысячного Шыгырдана можно и нужно использовать в крупных городах.
Илдар Баязитов