В серии своих предыдущих статей я стремился продемонстрировать, что история мусульманской общины – системы махалли имеет у татар очень долгую и богатую традицию. Мусульманская община это общая для всех мусульман мира явление, которое в контексте татарской истории сыграла решающую роль, создав социальный каркас для формирования и дальнейшего сохранения татарской нации.
Советская власть, фактически разрушив систему махалли и все, что с ней связано, нанесла большой удар по национальному самосознанию татар. На мой взгляд, разрушив систему махалли советская власть разрушила систему самообеспечения татарского народа. Религия и татарский язык оказались под давлением ассимиляционной машины. Если раньше татары сами могли на основе самоорганизации поддерживать национальные школы, национальную прессу, национальное образование, и самое главное сохраняли использование языка внутри своих общин, то после революции эта основа была разрушина. Еще больший урон был нанесен исламу. Ведь махалля была мощнейшим каркасом для мусульманских институтов. Именно благодаря махалле татары строили мечети и мусульманские учебные заведения (мектебе и медресе), создавали издательства, поддерживали шакирдов, имамов и мусульманских ученых. Потеряв махаллю ислам в нашем крае потерял главный источник поддержания его институтов.
Последовавший за исчезновением системы махалли мощный духовный кризис, связанный с кризисом семьи, распространением алкоголя среди татар, отходом от религиозных норм, преступностью, привел татарское общество сегодня к той точке, той границе, за которой стоит фактически физическое исчезновение нации. Конечно, этот процесс произойдет не сразу, но алкоголизм и наркомания, подрывая физические силы нации, а падение рождаемости, подрывая демографическое состояние, могут привести нацию к исчезновению. Среди демографов есть мнение, что когда статистически у нации на одну семью рождается менее 1,6 ребенка, то нация впадает в необратимый процесс физического исчезновения. То есть, когда на одну семью статистически будет рождаться меньше двух детей, то участь нации предрешена. И татары сегодня приблизились к этой точке невозврата. Удастся ли нам, пройдя по краю лезвия, спастись? И хватит в народе духовных сил и осознания того, что именно ислам является главным источником, который способен сохранить народ?
В начале XX века Гаяз Исхаки написать знаменитую книгу «Исчезновения через 200 лет», в которой он предсказал исчезновение татар через 2 века. Однако основной причиной исчезновения татар, по мнению Исхаки, было неприятие западной культуры и западных ценностей. Но сегодня татары в полной мере выполнили и даже перевыполнили пожелания предков-джадидов. Современные татары настолько перевыполнили план по сближению с западными культурными ориентирами, что в итоге стали брать оттуда сегодня все самое худшее, а не лучшее. Татары настолько перевыполнили этот план, что еще чуть-чуть и вовсе растворившись исчезнут – сначала культурно, потеряв язык и религию, а затем и физически.
Этого ли ждали от нас предки-джадиды? Конечно, нет! Никто не просил нас перевыполнять план. Когда джадиды говорили о приобщении к мировой цивилизации и западным достижениям, они призывали нас взять оттуда только самое лучшее и самое главное, они всегда ставили ислам в центре духовно-нравственных ценностей нации. Джадиды были религиозными людьми и никогда не мыслили татар без ислама. Вопрос: почему татары так плохо слушали своих великих предков? Для чего разрушили мечети, медресе и стали забывать свою религию?
Можно, конечно, пенять на советскую власть. И, конечно, репрессивные способности коммунистов позволяли им давить на татар. Однако, люди из числа татар разрушали мечети и медресе. Жители, в том числе Старо-татарской слободы Казани, превращали мечети, где еще вчера читали намаз и возносили дуа их родители, деды, прадеды, прапрадеды, да и они сами, когда были детьми, в склады и кино-клубы.
Поэтому сегодня нужно со всей серьезностью относиться к факту возрождения традиционных духовных ценностей. Это не прихоть отдельных религиозных деятелей – это судьбоносный вопрос сохранения народа! Неужели мы хотим так и остаться Иванами не помнящими родства? Неужели мы хотим, чтобы татарская нация вымерла как вид? Если, все-таки в нас еще осталось чувству самосохранения мы должны, мы просто обязаны возрождать ислам.
Но возрождение религии в светском обществе по настоящему возможно, если это будет движению снизу. Если люди сами будут вкладываться в развитие мусульманской инфраструктуры – мечети, медресе, воскресные курсы, средства массовой информации, издательства, магазины и благотворительные фонды. Это то, что мы должны делать сами – сегодня, здесь и сейчас! У нас нет времени на промедление, потому что судьба нации решается буквально сегодня, каждый день.
И сегодня надо сразу начинать с социальной базы – с возрождения махалли. Не надо снова изобретать колесо и пускаться в долгие философские размышления о судьбах нации. Последние годы многие татарские ученые и религиозные деятели думали над этим вопросов – и все пришли к выводу, что махалля, пусть и в измененном виде, это основа, база возрождения ислама, возрождения традиционных духовных ценностей, возрождения татарской нации.
Поэтому сегодня, сейчас, нам всем надо приложить максимум усилий для того, чтобы работать в создании созидательных, активных, эффективных мусульманских общин во всех городах и деревнях, где живут татары. Нужно в полной мере ощутить важность момента и не терять время, а работать.
Именно поэтому у меня возникло желание написать эту серию статей, посвященных истории махалли у татар в прошлом, работе мусульманских общин по всему миру сегодня и сохранению татарской махалли в диаспоре. Нам нужно изучать как собственный опыт, так и опыт других народов в строительстве мусульманских общин, чтобы использовать его в своей работе.
Мне остается только надеяться, что наш, татар Казани, призыв будет услышан татарами по всему миру и мы найдем в себе силы сделать этот судьбоносный рывок.
Илдар Баязитов