В предыдущей статье я рассказывал о том, как организована благотворительность на Западе. На мой взгляд, нам необходимо уметь перенимать правильный зарубежный опыт и отказываться от всего того, что нам не подходит.
Последние почти 25 лет зачастую происходило наоборот – все чему можно и обязательно нужно учиться зарубежом (как на Западе, так и на Востоке) мы практически не перенимали, а вот все негативное и плохое и с радостью сеяли на своей почве. Поэтому сейчас необходимо правильно настроить фильтр нашей восприимчивости. И радует, что серьезное осознание этой необходимости стало последние годы происходить.
Особенно это чувствуется у нас в Татарстане. Ведь в последние годы власти Республики стали уделять большое внимание поддержке здоровых традиционных сил в мусульманском сообществе, стали вкладывать значительные средства в сохранение нашего культурного наследия, одновременно усилилось внимание к высоким технологиям (открытие «Иннополиса», IT-парков, федерального университета), инфраструктуре (дороги, метро, такие транспортные объекты как новый терминал аэропорта, новый вокзал и т.д.), промышленности (особая экономическая зона «Алабуга», нефтеперерабатывающий завод ТАНЕКо), туризму, экологии и городскому хозяйству.
В 1990-е годы в страну вместе с демократическими преобразованиями, которые были жизненно необходимыми для нашей страны, хлынуло много того, что совершенно нам не нужно. Вместо того, чтобы учесть опыт западных стран, учесть их ошибки, то есть сразу перенимать накопленный опыт, мы решили пойти с самого начала. И поэтому вместо цивилизованного капитализма, который есть в современной Европе и других странах западного мира, мы погрузились в капитализм дикий. 1990-е годы напоминали период американской «великой депрессии» 1920-х, когда экономическая жизнь общества контролировалась бандитскими законами. Вместо осознанного и взрослого отношения к свободе выбора мы получили время вседозволенности и моральной распущенности. Например, в странах Северной Европы, которые считаются одними из самых либеральных и свободных стран, уровень разводов чуть ли не вдвое ниже чем в России, значительно (в два или три раза) ниже количество абортов, уровень наркомании и проституции тоже ниже чем в нашей стране. Наше же населения после распада СССР пустилась во все тяжкие, что привело российскую гражданскую нацию на грань катастрофы. Те же показатели рождаемости, например, говорят о том, что есть опасность элементарного вырождения нашей страны.
Симптоматично, что устояли в этом отношении в основном традиционно мусульманские этнические нации – чеченцы, ингуши, народы Дагестана. Даже у такой ставшей очень светской нацией как татары при всех существующих проблемах, например, рождаемость хоть и пошла вниз, но не настолько как у большинства народов России. В Татарстане и вовсе наблюдается хоть и совсем небольшой, но естественный прирост населения (нигде больше в Поволжье такого нет).
Параллельно с диким капитализмом у нас происходил хаос и в религиозной сфере. Порой казалось, что в 1990-е годы Россия превращалось в пылесос, который собирал со всего мира разный мусор, но мало находил для себя полезного.
Так что происходило не так? Почему вместо того, что бы стать цивилизованной странной мы в 1990-е годы откровенно стали деградировать? Что мешает уже за почти четверть века стать России самодостаточной, цивилизованной во всех (подчеркиваю) отношениях, передовой страной? В 1990-е годы происходила серьезная ломка сознания народа нашей страны. Многие люди потеряли систему координат и в эти разломы сознания стало проникать все что угодно, но большой части все самое отрицательное.
Однако далеко не все, что было в советском прошлом является априори положительным. И многое из того советского, что в нас было, так из нас и не ушло. То есть прошлое из нас толком не выродилось, а современность уже наступила.
Из этого прошлого неушедшего можно назвать наше постоянное надежда на государство. Мы привыкли с советских лет, что во всем нам должно помогать государство. И не только нам лично, но и нашему обществу в целом. Что все без исключения проблемы должно решать государство. Такое отношение к жизни можно назвать «совком». Вот и получается, что основная причина наших неудач это то, что Союза нет уже четверть века, а сознание «совка» живо до сих пор.
Почему сегодня мы имеем так много социальных проблем? Почему такое огромное количество сирот (как социальных, так и нет), одиноких стариков, инвалидов, неблагополучных семей (например, где пьют родители), бомжей, наркоманов и алкоголиков, психически больных людей, живет в нашем обществе, не имея толком никакой поддержки и их число за последние четверть века не уменьшилось? Обычные люди просто не задумываются о том, что этим группам надо как-то серьезно помочь. Все привыкли считать, что этим должно заниматься только и исключительно государство.
Традиция благотворительности, как у очень состоятельных людей, так и у людей со средним достатком, у нас толком не сформировано. Более того в 1990-е годы у людей сформировался менталитет основанный на том, что надо как можно много больше «урвать», чтобы одному себе было хорошо. 70 лет насильственного насаждения радикально-коллективного сознания привело в 1990-е годы к ровно обратной ситуации – когда каждый человек захотел думать только о себе любимом. Мы очень превратно и развращено восприняли западную идею индивидуализма. Мы понимали индивидуализм не как проявление полноценной, самодостаточной и здоровой личности, для которой в понятие саморазвития также включилось и проявление заботы и доброты к окружающим.
Однако сегодня идея саморазвития для западного человека непосредственно связана с достижением социальной справедливости в обществе. Только в том обществе человек может считать себя здоровым и полноценным, где люди, которые живут рядом с ним, не страдают. По большому счету, современное западное общество пришло сегодня к тому, о чем ислам говорит уже больше 1000 лет с момента своего основания. Однако в нашей стране, в том числе и мусульмане нашей страны, да и всего СССР (особенно так называемые светские мусульмане, которых на территории постсоветского пространства большинство) давно, в массе своей, перестали следовать этому принципу. Сегодня сами мусульмане совершенно спокойно загрязняют окружающую среду, в которой сами же и живут, не замечают домашнего насилия в семьях, позволяет своему обществу спиваться и жить по волчьим законам. О каком полноценном саморазвитии каждой отдельной личности можно говорить, когда совсем рядом творится такой бардак?
Нам все равно, что наши подъезды грязные, дворы разбиты, парки замусорены. Нам все равно, что люди, которые не могут самостоятельно передвигаться, не имеют возможности выйти из дома, что сосед-алкоголик колотит свою жену и детей, нас не волнует, что наши дети растут в городах, где предприятия загрязняют воздух, мы позволяем нашему обществу жить по принципу – кто силен (физически, экономически) тот и прав. Нам все равно, что образование и наука у нас загибаются из-за утечки мозгов и низкого уважения к фундаментальной науке. Нет, все это нас мало волнует. Мы спокойно не замечаем всех вышеперечисленных проблем именно потому, что по-прежнему считаем, что все эти проблемы должно решать государство. Но что такое государство? Государство это мы сами. Ведь люди во власти это те же граждане с тем же самосознанием и менталитетом. И когда снизу формируется такое безразличие ко всему окружающему, то и во власти в итоге могут порой оказаться люди с таким же вот отношением, ведь они также из народа.
«Совок» - это лучшее определение нашему постсоветскому менталитету. Страна постсоветская, но на смену этому ментальному «совку» пока не пришел ментальный «постсовок». Мы не формируем в себе и в своих детях представления о том, что надеется только на государство это неправильно, мы не формируем в себе и в своих детях идею, что заботиться о ближнем это признак здоровой личности. Мы вообще мало работаем над собой. Если мы хотим создать государство и общество всеобщего благосостояние, то должно сконцентрироваться на новых и важных для нас вопросах, а не на геополитике, о которой все время только и думает большинство людей.
Хотя нельзя сказать, что задумываться о геополитике это плохо в принципе. Просто надо правильно это делать. Например, если мы хотим стать страной, которая имеет влияние по всему миру, мы должны стать обществом, в котором стремятся жить люди со всего мира. Именно здесь, именно в этом начинается и закладывается величие нашей Родины. Добиваясь того, чтобы каждый житель нашей страны чувствовал себя счастливым, мы добываемся великого будущего для нашего государства.
Сегодня необходимо последовательная и целенаправленная работа разных групп нашего общества с целью того, чтобы благотворительность стала общим местом для всех. Чтобы это стал общепризнанной необходимостью и нормой. Тогда мы сможем сказать, что наше общество стало здоровым и полностью выбралось из кризиса постсоветской эпохи.
Илдар Баязитов