Произошедшая 4 декабря 2014 года перестрелка в столице Чечни с участием боевиков «Имарата Кавказа», в которой погибло 14 полицейских чеченцев, еще раз показала всей стране, что проблема радикализма и терроризма по-прежнему актуальна для нас.
Появление на территории Ближнего Востока так называемого «Исламского государства» хоть и могло привести к оттоку радикально настроенных членов бандформирований, однако вовсе не сняло эту проблему, а в перспективе обострило ее. Ведь в будущем эти люди могут вернуться обратно в Россию. Таким образом, перед нами крайне остро стоит проблема того, что с этим делать.
Государство уделяет серьезное внимание поддержке традиционных исламских ценностей. Никогда еще прежде мусульмане в России не чувствовали такую поддержку со стороны государства как сегодня. Руководство страны очень внимательно относится к чаяньям мусульман страны. И теперь наша, мусульман, задача сделать так, чтобы эту возможность превратить в созидательные проекты. И главное из них это создать самые надежные условия для профилактики любых разрушительных для мусульман тенденций. В этом мы, мусульмане, заинтересованы больше чем кто либо.
Да, я хочу отметить, что в излечении от болезни радикализма заинтересованы в первую очередь сами мусульмане. На самом деле, государство пытается найти самые гуманные способы борьбы с радикализмом в мусульманской среде, вкладывая в развитие традиционного мусульманского образования, мусульманских СМИ, она надеется, что традиционный ислам станет той мягкой силой, которая сможет противостоять экстремизму и радикализму.
Государство повернулось лицом к мусульманам, предоставляет ресурсы для развития мусульманской инфраструктуры. Но только сами мусульмане теперь ответственны за то, как эта мягкая сила будет реализована на практике. Ответственность на мусульманском духовенстве, мусульманских журналистах, мусульманских богословах и всех-всех мусульманах.
Нам необходимо использовать все каналы, все способы, чтобы излечить тело мусульманского сообщества России от болезни радикализма и экстремизма. Это может выражаться как в социальной работе, которая, на мой взгляд, является ключевой, так и в многочисленных современных методах работы. Нам нужно использовать все возможности современности, чтобы стать конкурентоспособными. Развитие мусульманской эстрады, мусульманской моды, исламского интернета, мусульманских СМИ, мусульманского образования. Это все реальные механизмы, которые необходимо использовать.
Но есть второй момент, на котором я хотел бы сделать особенный акцент. Конечно, поддержка государства это очень хорошо и важно. Но противостоять общему врагу может только зрелое сообщество, а это возможно только в том случае, если мы сможем развиваться, используя свои внутренние ресурсы.
Нам нужны инициативные, талантливые, трудолюбивые мусульмане. Нам нужны самородки – среди богословов, журналистов, имамов. То есть те, для которых традиционные мусульманские ценности это не то, что должно настраиваться сверху, а является проявлением внутреннего низового запроса среди мусульман.
Сегодня нам нужны харизматичные лидеры, интеллектуалы, проповедники, которые относятся искренне к формированию своей богословской, интеллектуальной мусульманской традиции и готовы работать на это без надежды на помощь со стороны государства. Только искренность может лежать в основе создания своей богословской школы, основанной на традиционных ценностях. И только искренность в своих желаниях и намерениях является самым главным способом противостояния экстремизму.
Традиционный ислам должен быть настоящим пассионарным явлением, эмоциональным порывом молодых, желающих сделать российских мусульман лидерами мировой уммы. Именно так и формировалась татарская богословская традиция в 18, 19 и начале 20 веков. Российские мусульманские интеллектуалы и богословы должны стать совестью нации, ее моральными авторитетами. Это очень высокая планка, достижение которой и является для нас сегодня целью. Без сомнения, только когда у нас будут свои харизматичные мусульманские проповедники и интеллектуалы, которые способы повести за собой молодежь, мы сможем изжить в себе болезнь радикализма. Задача эта, конечно, не простая, но очень важная для нас и мы должны искать таких людей и создавать все условия для того, чтобы они смогли реализовать себя.
В заключении, еще раз повторю. Рано или поздно, нам, российским мусульманам, будет необходимо задуматься о том, чтобы находить ресурсы для развития и формирования своей исламской интеллектуально-богословской школы, внутри своего сообщества. И именно тогда мы по-настоящему сможем дать отпор радикализму, разрушающему мусульманский социум.
Илдар Баязитов