Число мигрантов в Европе перевалило за миллион. Страны ЕС вынуждены выделять дополнительные средства на приют людей, бежавших от войн и гражданских конфликтов. Власти Германии, к примеру, сообщили, что число мигрантов в стране достигло 10,9 млн. Это на 1 млн больше, чем три года назад, и самый высокий показатель за последние 10 лет.
Усиливаются антимигрантские настроения. Но наряду с этим появляются и примеры сострадания и мужества среди жителей Европы. Представляем такую историю, опубликованную на сайте газеты «Гардиан».
На рассвете мы увидели лодку, точнее это был надувной, резиновый четырехместный плот. В момент, когда его обнаружили, в нем находилось 12 человек. Из-за перевеса плот вздулся, к счастью, его удалось обнаружить прежде, чем он успел затонуть. Как и два предыдущих дня, я ждал прибывающих мигрантов на греческий остров Кос.
Ближе к рассвету лодки действительно начали приплывать. Как внештатный фотограф «Нью-Йорк Таймс», я получил задание сделать кадры прибывающих мигрантов. Эта лодка не сильно отличается от предыдущих, но эмоции находившихся в ней людей, я не забуду никогда. Когда лодка приблизилась к берегу, двое молодых людей прыгнули в воду и потащили ее на берег. Когда лодка достигла цели, я увидел в ней мужчину средних лет, он явно был измотан долгим путешествием. Когда вся его семья, наконец, достигла безопасного места, он и его жена расплакались. Они обнимали детей и плакали. За всю мою карьеру журналиста я никогда не был настолько ошеломлен, и мне повезло запечатлеть их эмоции.
Я ничего не знаю об этих людях, их реакция сама всё за них сказала. Это были слезы радости и облегчения, что они и их дети смогли пройти столь сложные испытания, между ними было так много любви в тот момент. Я сделал несколько кадров, но в один момент фотографии меня больше не волновали. Эти люди промокли насквозь. Я помог им сойти на берег и сопроводил в пункт, где греческие власти оформляют документы. По дороге они встретили других членов своей семьи, которые приехали на другом катере. На следующий день, я стал искать эту семью, мне хотелось узнать о них побольше. Найти их удалось в скромной палатке у гавани. Как выяснилось, мать Нада Адель, преподавала английский язык в Сирии. С мужем, Лаит Маджидом, и их тремя детьми — Ахмедом, Мустафой и Нурией они решились покинуть Сирию, за опасную трехчасовую транспортировку им пришлось заплатить $ 6 500.
У самой младшей дочки Нурии был жар. «Она плакала всю дорогу пока мы плыли», — говорит Нада. В то время, когда Европа переживает массовый приток мигрантов, в обществе нарастают антииммигрантские настроения. Образ плачущего отца с двумя детьми на руках получил тысячи откликов в социальных сетях. Я до сих пор получаю бесчисленное количество запросов на интервью и мне приходит постоянный поток сообщений от незнакомцев. Я получил только одно электронное письмо с негативным содержанием. Десятки людей хотели помочь, а некоторые даже предложили жилье. Одно из самых проникновенных сообщений пришло от ирландского морского офицера, служащего на военном корабле у берегов Ливии. Оттуда мигранты бегут в сторону Европы в условиях, которые бесчисленное количество раз опаснее, чем те, что между Турцией и Грецией. Только в этом году по разным оценкам утонуло более 2000 человек. «Этим летом я имел честь спасти жизнь около 3 400 людей», написал ирландский офицер.
«Печаль этого человека и его любовь к своим детям показали образ того бесчисленного количества людей, которых мы взяли на лодки». К сожалению, я потерял ту семью, жаль, что мне не удалось провести больше времени с ними. Но, в конце концов, та первая встреча, когда я увидел их на пляже, рассказала мне гораздо больше, чем тысячи слов», — говорит фотограф Даниэль Эттер.