30 сентября в Казани начинает работу V Международный фестиваль мусульманского кино «Золотой минбар». Фестиваль ждали с нетерпением, как специалисты киноиндустрии, так и рядовые любители качественного кинопродукта.
По набору картин Фестиваль, безусловно, представляет интерес. Растущий кино-рынок мусульманских стран задает новый вектор развитию этого вида искусства. Однако не все работы сделанные мусульманскими режиссерами пока можно назвать высоко-профессиональными – об этом как раз говорили члены жюри на прошлогоднем Фестивале «Золотого минбара». Говорили они также и о том, что существуют серьезные проблемы в определении самого понятия «мусульманское кино».
Например, Станислав Говорухин, присутствовавший в 2007 году на III Фестивале в Казани, просто разводил руками: «Ну не знаю я, что это такое – мусульманское кино». С такими же проблемами столкнулись члены жюри и прошлогоднего Фестиваля. Эта тема приобретает особенно острый характер, когда речь идет об отборе фильмов. Много шуму наделал в прошлом году тот факт, что отборочная комиссия отказалась принять даже для внеконкурсного показа лучшую французскую кинокартину 2007 года, лаурята Венецианской Биеннале-2007 фильм «Кус-кус и барабулька» Абделатифа Кешиша. Такого решения не поняли члены жюри Фестиваля и многие гости кино-форума. Фильм, повествующий о жизни мусульман, арабов во Франции, об их адаптации в этой стране, не пустили из-за того, что, по мнению группы отборщиков в картине имелись сцены противоречащие исламу (тут мнения разошлись). Однако с другой стороны в этой высокопрофессиональной работе поднималось множество актуальных для мусульманского населения Европы вопросов. На этом фоне возникает вопрос: «А что такое мусульманское кино?».
Действительно, несмотря на то, что «Золотой минбар» заявлен как Фестиваль именно мусульманского кино, складывается впечатление, что даже среди организаторов кино-форума нет четкого понимания смысла такого словосочетания как «мусульманское кино». Например, сам Генеральный директор Зауди Мамиргов рассказывая об идеи фестиваля, говорил, что на нем собираются показывать фильмы о мусульманах или снятые мусульманами, но которые, в общем, призывают к миру, добру, взаимосближению народов, и немного разъясняли бы исламскую культуру, что она из себя представляет. Однако разве не такого формата фильм ««Кус-кус и барабулька»?
Если мы взглянем на картины, которые участвовали в фестивале в предшествующие годы, то придем к выводу, что единого понимания того, что такое мусульманское кино пока нет. Дело в том, что в фестивале принимали участие, как фильмы, которые были посвящены истории и сути ислама, так и фильмы снятые просто режиссерами из стран с доминирующим мусульманским населением. В конце концов, вопрос простой: мусульманское кино это кино о мусульманах и культуре ислама или это фильмы, снятые с учетом мусульманских канонов? Если за основу взять первый вариант, то получится слишком широкое понимание «мусульманского кино», а если понимать под ним только те работы, которые сняты в соответствии нормам ислама, то путаницы станет больше, поскольку не существуют каких-то четко определенных критериев. В конце концов, здесь можно договориться до того, что ислам и кино вообще не совместимы. Но это разве наш путь?
Истина, возможно, находится, где-то посередине – мусульманским, можно, назвать кино, сторонящееся откровенной пошлости и вульгарности и повествующая о самых разных аспектах жизни мусульманских народов мира (а спектр этих тем может быть бесконечно широким). Но самое главное – это должен быть профессионально сделанный продукт, который было бы интересно смотреть не только практикующему мусульманину, но и каждому любителю качественного кино, поскольку только в таком случае можно формировать положительный образ ислама и мусульманского мира. Ведь не стоит забывать, что и кино может быть дагватом.
Данис ГАРАЕВ