КМФМК завершился и снова оставил неоднозначные впечатления. Снова был поднят вопрос «мусульманства» в представленных на показе фильмах. Почему поднимается один и тот же вопрос год за годом? Каким же все-таки должен быть этот фестиваль?
В начале нулевых Казань активно готовилась к празднованию своего 1000-летия. Тогда у президента Телевидеокомпании «Исламский мир» (г. Москва) Зауди Мамиргова возникла идея проведения мусульманского кино. При поддержке Президента РТ Минтимера Шаймиева и председателя Совета муфтиев России шейха Равиля Гуйнутдина в 2005 году в Казани стартовал первый кинофестиваль под названием «Золотой Минбар». Фестиваль мусульманского кино соответствовал своему статусу: презентовались фильмы, которые были связаны с исламом и историями народов, на чей образ жизни повиляла эта религия.
В интервью 2008 г. Василий Антипов, председатель отборочной комиссии фестиваля, руководитель программы «Мусульмане» телеканала «Россия» сказал:
«Золотой Минбар» – открытый фестиваль, но в нём существует жёсткий регламент. В фильмах не должно быть сцен жестокости и насилия, они не должны воспевать зло, на экране не может быть откровенных сцен…».
С 2009 года фестиваль стал именоваться «Казанский международный фестиваль мусульманского кино», а его символом отныне стала башня Сююмбике. Вместе со сменой организаторов, названия, символа, из списка наград убрали награду «За вклад в дело исламского призыва». Только вот Казанский кинофестиваль, который тоже ставил задачи популяризации общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, призыва к добру и миролюбию, поддержания объективного и светлого образа ислама и мусульман, не держит эту планку. Постепенно в конкурсной программе стали появляться исламофобские и очерняющие образ ислама фильмы. Когда появился крен в сторону антиислама, уже трудно сказать. Этот плавный переход из года в год привел к тому, что на XII по счету фестивале исламские фильмы были уже попутными, а не главными. В начале второго десятка своего существования мусульманский кинофестиваль уверенно взял кардинально новое направление. И это прослеживается не только в отобранных на конкурс фильмах, но и на основе победивших в 2016 году фильмах.
В номинации «Лучший сценарий полнометражного игрового фильма» выиграла картина «Ничье дитя» сербского режиссера Вука Ршумовича. Фильм повествует о мальчике-маугли, которого нашли в глуши боснийских гор. Идея фильма – среди волков лучше, чем среди людей – исходит из того, что мальчик, уже социализировавшийся в обществе людей, вернулся обратно к волкам. Хотя концепция фильма и интересна, однако возникает много попутных вопросов и замечаний. Например, по ходу фильма, по телевизору или радио постоянно вещают, как мусульмане нападают, какие жестокости совершили мусульмане, что подкрепляется кадрами окровавленных тел в лесу, убитых все теми же мусульманами. Везде мусульмане – в образе захватчиков и жестоких людей. Показывать войну, не религиозную, а политическую, но говорить при этом о войне с представителями ислама. К тому же, ни под какую концепцию не подходят кадры, где молодежь курит, распивает пиво, целуется, со сценой с танцующей в ночном клубе юной полуголой девушкой.
Замешательство и непонимание среди зрителей вызвал фильм «Божество Дьесегой» российского режиссера Сергея Потапова.
Алия Зиганшина, зритель: «Я не понимаю, как на таком фестивале могли показать фильм о язычестве? Я очень разочарована!».
Данная кинокартина стала призером в номинации «Лучшая режиссура полнометражного игрового фильма». По мнению Петра Карсагова, второго режиссера, фестиваль отражает толерантность разных культур, поэтому фильм и был отобран в конкурсную программу. Это уже новое понимание привычных вещей. Быть может тогда нужно показывать фильмы о первобытных африканских племенах с их ритуалами и верованиями, говоря о толерантности ислама? Тогда встает вопрос: чем будет отличаться Казанский международный мусульманский кинофестиваль от прочих?
Что хотел сказать этим фильмом режиссер Сергей Потапов, так и осталось непонятным. Ведь его самого не было на фестивале, его заменял Петр Карсагов, режиссер по монтажу, который, как он признался, не знал истинной задумки автора. Тем не менее, он взял на себя смелость и дал шокирующий ответ:
«Идея фильма – возвращение к тенгрианству. Это сильная религия наших предков. Религия тюркских народов. И фильм показывает, что тенгрианство вернуть возможно. Сегодня люди мало верят в Бога, поэтому в сцене с поднятием рук отражена идея, что Бога убить нельзя, и Он возродится, несмотря ни на что. Этот фильм как попытка вернуть религию тенгрианство».
Расширяя границы привычного…
Девизом фестиваля с самого первого дня существования неизменно оставался: «Диалог культур через культуру диалога». Если идеи донести до широкой массы ценности ислама уже давно преданы, то диалог культур еще прослеживается в некоторых кинолентах.
Например, документальный фильм «Лев Толстой и Махатма Ганди: двойной портрет в интерьере эпохи» (Россия, Индия) как раз показывает тот самый диалог двух совершенно разных культур через переписку великих исторических личностей. Два мыслителя ищут ответы на острые вопросы, поставленные перед человечеством в ХХ столетии, в том числе идеи мира и ненасилии. Напрямую фильм не имеет отношения к мусульманской культуре, но он вошел в конкурсную программу скорее всего потому, что соответствует девизу фестиваля.
«Говоря о самом кинофестивале – здесь не так много фильмов об исламе. Но, по моему мнению, ислам ведь затрагивает много о семье, обществе, поэтому все общечеловеческие ценности касаются ислама. Ислам нас побуждает изучать другие культуры, задумываться о чужих проблемах»,
– делится мнением актриса фильма «Отправляясь в небеса»
Фатима аль-Таи.
Этой же позиции придерживается Дастан Жапар, режиссер фильма «Завещание отца» (Кыргызстан): «Фестиваль не должен упираться только в ислам. Поэтому в конкурсной программе есть киноленты, направленные на общечеловеческие темы разных культур».
Елена Демидова, режиссер фильма «Мужской выбор» открыто говорит, что ее фильм не про религию, а про человеческие ценности, «поэтому его и отобрали на фестиваль». В картине повествуется об истории трех мужчин, добывающих газ на полуострове Ямал. Фильм рассказывает о семейных ценностях, когда человек должен выбирать, что для него важнее: деньги или семья. Это действительно актуальный вопрос, который предстает перед каждым. В исламе много внимания уделяется семейным отношениям.
Фатима аль-Таи. Источник фотографии: ИА "Инфо-Ислам"
О семейных проблемах поднимался вопрос и в фильме «Отправляясь на небеса» (ОАЭ). Фильм представила актриса, сыгравшую одну из ролей в данной киноленте: «Через фотографию и киноискусство мы можем создавать реальность, сделать что-то новое. Зритель может прочувствовать некоторые эмоции и лучше что-то понять, хотя сам через это не проходил, поэтому фильмы играют важную роль в обществе. В Арабских Эмиратах очень сильно уделяют внимание социальным проблемам, которые как раз очень часто отражаются в наших фильмах.
Основная идея нашего фильма – показать жизнь детей, которые лишены ласки родителей. И мы показываем, что они не остаются пленниками своей судьбы, а пытаются найти выход, поэтому главный герой со своим другом уехал в другой город искать родных. Этот фильм показывает, что семейные проблемы очень важны, что детям нужна ласка, и мы должны уделять им внимание», – рассказывает Фатима аль-Таи.
Два этих фильма, разных по содержанию, но поднимающих одинаковые проблемы семейных ценностей, показывают их через разные ракурсы. Зритель оказывается то на стороне отцов, которые не могут дать ласку своим детям, то на стороне детей, которые в этом так нуждаются. Иногда, чтобы понять, где же диалог культур, нужно посмотреть на разные культуры и разные фильмы в рамках одного фестиваля.
Источник фотографии: ИА "Инфо-Ислам"
Шире понимать «мусульманский» кинофестиваль, наверно, трудно с первого раза. Ведь само название задает определенные критерии, которые нужно соблюдать. Это не просто мультикультурный, татарский или казанский фестиваль, – он мусульманский, что предполагает представление через кинокартины ислама и мусульман, показ фильмов о благонравии, милосердии и любви к ближнему и единому Богу.
Раскрывая аспекты, непосредственно относящие к «мусульманству», толерантности религий и мирном сосуществовании, то как нельзя лучше на XII фестивале мусульманского кино эту идею отразила Лиа Белтрами, которая показала сосуществование ислама, христианства и иудаизма на территории Королевство Марокко.
«Мой фильм был показан в феврале этого года для итальянских парламентариев, чтобы объяснить им, что религия – не способ борьбы друг с другом, а способ гармоничного сосуществования. В мае же был показан в Европейском парламенте, чтобы привнести в мир общие понятия о религии. Для нас, режиссеров, как и для кинофестиваля, важно привести к диалогу разные конфессии», – делится Лиа Белтрами.
Примечательно ее замечание о том, как она прогуливалась с мусульманскими коллегами по Казани, посещая как мечети, так православные и католические церкви. Она пригласила католических монахинь на свой фильм, и они пришли на мусульманский кинофестиваль.
Лиа Белтрами. Источник фотографии: ИА "Инфо-Ислам"
«Снимая свой фильм, я нашла место, где сосуществуют все религии мира. Приехав в Казань, я нашла еще одно такое место. Сегодня много силовых структур, которые говорят, что религия – это зло, но, основываясь на своем жизненном опыте, могу с уверенностью сказать, что это не так», – заключила итальянский режиссер фильма «Марокко».
«Мат, алкоголь, проститутки, насилие, кража, жаргон»: еще одна ложка дегтя в бочку организации
Сколько бы ни было сказано критики в адрес организаторов фестиваля, столько же раз появлялись новые недоразумения. Это и стиль одежды, и манеры поведения на сцене, технические неполадки, и многое другое. Мы собрали отзывы участников и зрителей о XII Казанском международном фестивале мусульманского кино и Вашему вниманию наиболее интересные из них.
Фарит Фарисов, режиссер фильма «Память сильнее времени» (Россия)
“У нас полупустые залы. Было бы хорошо, если бы на просмотр приходили школьники. Здесь очень много хороших фильмов, которые дают то, чего нет в школьной программе. Например, это иранский фильм про Пророка или Марокко”.
Фарит Фарисов (справа). Источник фотографии: ИА "Инфо-Ислам"
Фатима аль-Таи – актриса в фильме «Отправляясь в небеса» (ОАЭ)
«Мне здесь очень нравится. Для казанцев жизнь здесь кажется обычной. Но здесь люди действительно находятся в милости Божьей. Они действительно хотят мира и хотят его сохранить. Даже в кинозале бабушки следят за порядком. Опыт сохранения мира идет от богатого исторического опыта, который есть у этого народа. Они ценят мир и спокойствие между разными народами и вероисповеданиями».
Паскаль Берсон-Лекьюайер, режиссер фильма «Республика Фатимы» (Франция)
«Это мой первый фильм, где я выступаю в качестве режиссера. Я очень рада была попасть на тот фестиваль, чтобы узнать о работах своих коллег, посмотреть другие документальные фильмы и набраться опыта».
Хаураз Мохаммед, режиссер фильма «Земля потерянных» (Ирак, Курдистан)
«Мы в первый раз на этом фестивале и в России. Мне очень нравится этот фестиваль, он отличается от других, потому что он мультикультурный. Хорошо, что есть такие площадки, где можно показывать исламские фильмы. Мы были на многих фестивалях в разных странах мира, и этот самый лучший на наш взгляд. Здесь показывают фильмы не только об исламе, но и о взаимоотношениях мусульман, о доброте, об их боли и повседневной жизни».
Хаураз Мохаммед (справа). Источник фотографии: ИА "Инфо-Ислам"
Петр Карсагов, второй режиссер фильма «Божество Дьесегой»
«Понравился сам город. Насыщенная программа, но из-за трудностей передвижения между кинотеатрами, я не успевал на мероприятия или пропускал что-то».
Саида абыстай Аппакова – татарская проповедница, зритель
«В этом году фестиваль не превзошел кинопоказы предыдущих лет ни по организации, ни по представленным фильмам. Скажу даже, что в прошлом году фильмы были сильнее. Что нужно зрителю, особенно молодому поколению? Нужно наставление, урок, чтобы фильм проповедовал важность ислама в жизни человека».
Рафаил Хасьянович Тукшаитов – профессор КГЭУ, зритель
«Во-первых, нет нормальной информации в интернете. Я с трудом нашел интересующую меня информацию. Молодежь не знает об этом мероприятии. В «Корстоне» ничего нет, только в кинотеатре «Родина» есть хоть какая-то реклама о фестивале. Раньше этот кинофестиваль посещало намного больше зрителей. Еще одно замечание к организаторам: в этом году кинозалы сделали на самом верхнем этаже. Нам, пожилым людям, трудно подниматься. Также хотелось бы отметить, что параллельно с этим мероприятием проходит еще 4 других фестиваля. Это же деморализует наш фестиваль, он теряет свою значимость!».
Рафаил Тукшаитов с женой. Источник фотографии: ИА "Инфо-Ислам"
Гульназ Мухамадеева, зритель
«Только что вышла с просмотра фильма в рамках Мусульманского фестиваля. Мат, алкоголь, проститутки, насилие, кража, жаргон. И не слова о Боге! Люди покидали зал. Позор организаторам и жюри!».
Фарида Мухмутовна Сабирова – деятель в сфере культуры, зритель
«Я каждый год посещаю этот фестиваль. Могу сказать, что география фильмов расширяется. Иран как всегда на высшем уровне. Отметила, что стало больше молодежи приходить, а еще мусульман стало меньше, а светских людей – больше. Я считаю, это очень хорошо, потому что аудитория расширяется. На открытии много пафосности. Этого не нужно на таком фестивале. Оценку «отлично» в этом году поставить нельзя».
Фарида Мухмутовна Сабирова. Источник фотографии: ИА "Инфо-Ислам"
Эльмира Хасаншина, зритель
«Я в первый раз пришла на этот фестиваль. Раньше думала, что здесь показывают фильмы только об исламе. Но, когда от родителей узнала, что здесь был представлен фильм Эмира Кустурицы, поняла, что здесь широкий спектр фильмов, поэтому тоже решила прийти. Мне нравится, что здесь не коммерческое кино развлекательного характера, а фильмы, помогающие культурному обогащению человека».
Эльмира Хасаншина. Источник фотографии: ИА "Инфо-Ислам"
Каким же должен быть фестиваль мусульманского кино? Одни критикуют, другие поют дифирамбы. И несмотря даже на скандальные события прошлых лет, негодование зрителя в этом году, фестиваль шагает в том же ритме, в том же духе, как тогда, когда ему негласно было дано звание «Мусульманского фестиваля немусульманского кино».
Изначально хорошая идея постепенно сошла на «нет». Это единственный в мире фестиваль мусульманского кино, который имел все шансы сделать из Казани исламский вариант Каннского кинематографического фестиваля. В этом году не приехали многие режиссеры для представления своего фильма, что дает повод задуматься об их отношении к КМФМК-2016. Мусульманская аудитория постепенно сменяется светской, а численность зрителей заметно убывает. Все это показатель того, что некогда восходящая звезда фестиваля перегорела, так и не достигнув своих вершин. Пока организаторы не вернут его к первоначальной идее, а не подведут к тенгрианству, не будет вестись жесткий отбор фильмов как прежде, фестиваль так и будет постепенно угасать.
Алина Хакимзянова