XII Казанский международный фестиваль мусульманского кино встретил гостей пасмурной погодой. Тем не менее ожидания у зрителей были самые радужные. В этом году на фестиваль был заявлен поистине исламский фильм о Пророке Мухаммаде (мир ему) иранского производства. Но обо всем по порядку
Организация фестиваля
В 2014 году фестиваль успел отметить свой юбилей. В тот год приехало множество известных, опытных и еще только начинающих режиссеров и кинопродюсеров. Средства массовой информации из разных стран освещали мероприятие, а залы были переполнены даже в дневное время. Перешагнув первый десяток лет своего существования, фестиваль стал терять позиции. Несмотря на то, что многие еще в предыдущие годы в кулуарах тихонько шептались, что Мусульманский кинофестиваль совсем уже «не мусульманский», он все же оставался праздничным мероприятием. В этом году атмосферы праздника уже нет, а пасмурная погода еще больше навевает печаль.
В первую очередь зритель мог отметить, что на фестивале очень мало людей по сравнению с предыдущими годами. Возможно, это связано с началом новой недели, прохладной погодой с леденящим ветром, а может, со скудной рекламой проходящего фестиваля.
Заходя в почти пустой кинозал, режиссер фильма «Мой Дагестан. Исповедь» Мурад Ибрагимбеков отшутился: «Я всегда знал, что на хорошие фильмы ходит меньше всего людей».
Мурад Ибрагимбеков. Источник фотографии: ИА "Инфо-Ислам"
Действительно, людей мало – даже за дверью никто не толпится. Разве что ближе к вечеру собирается народ на вечерний киносеанс. Кто-то пришел на первый попавшийся фильм «сразу после лекций в университете», иные даже не знают, что будут смотреть, третьи не упускают случая пойти «посмотреть кино бесплатно». Зал №3, где в первые дни презентуют документальные фильмы, почти всегда полупустой, а вот другой – под номером 4 – наполнен, особенно во второй и третий день. Здесь идет презентация короткометражных и полнометражных художественных фильмов.
Что же говорить о количестве зрителей, когда даже не все режиссеры являются на презентацию своего фильма. Это удивительное явление, которого не было за все время проведения Казанского международного фестиваля мусульманского кино. Некоторые режиссеры не приехали, и даже не было их представителей, поэтому некому было отвечать на вопросы зрителей.
Что же касается мусульманского зрителя – для него организована молельная комната (отдельно мужская и женская) на первом этаже кинотеатра «Родина». Выделили одну общую уборную без зеркала.
Волонтеры Казанского фестиваля мусульманского кино. Источник фотографии: ИА "Инфо-Ислам"
С началом киносеанса никого уже не пускают в зал, чтобы не отвлекали от просмотра. Хотя в зал документального фильма люди по одному или по двое заходят на протяжении всего фильма. И на радость режиссерам (если они там были) под конец фильма зал был чуть более наполнен.
Обзоры некоторых фильмов первых дней фестиваля
Идея фестиваля – показывать мусульманские фильмы – со временем перетекла в презентацию работ кинорежиссеров, которые не имеют прямого отношения ни к исламской культуре, ни к жизни самих мусульман. Так и в этом году. Но наряду с философскими размышлениями о бытии или какой-либо проблеме человечества, все же есть фильмы, рассказывающие о мусульманах и даже об исламе в каком-нибудь регионе.
Зрители Фестиваля мусульманского кино. Источник фотографии: ИА "Инфо-Ислам"
Маджид Маджиди: «Мухаммед – посланник Всевышнего»
Самым ожидаемым фильмом этого года стала работа иранского режиссера Маджида Маджиди «Мухаммед – посланник Всевышнего». Еще закрытый предварительный показ вызвал восторженные отзывы среди представителей кинематографии. Фильм в течение полугода беспрерывно идет в иранских кинотеатрах, и его уже посмотрели более 6 млн зрителей. На сегодняшний день это самый дорогой, но и самый популярный фильм за всю историю иранского кино. Что же в этом фильме было особенного и как его встретил казанский зритель?
Переполненный зал тихо ждал начала фильма. И за весь период ни единого звука, ни единого лишнего шага. С первых минут кадры приковали как по волшебству. История Пророка Мухаммеда (мир ему) – не биографическое кино. Об этом говорит и сам режиссер. Цель фильма – не представить детальное жизнеописание Посланника Аллаха (мир ему) в период его детства, а дать людям прочувствовать дух того времени, величие этой личности. И это мы можем наблюдать в детальном описании быта арабского народа той эпохи, его традиций, обычаев, образа жизни. И как сильно отличался от них Посланник Аллаха (мир ему), и как повлияло на их жизнь появление на свет последнего Пророка. Режиссер в точности отразил моменты из жизни, связанные с его рождением и детством, но цель была еще показать атмосферу и нрав тех людей, народа, племени. Так, мы видим, как Пророк Мухаммед (мир ему) еще будучи ребенком отличался от других детей (и даже людей) своей мудростью и милосердием не только к окружающим людям и живым существам, но даже к засохшему растению, которое случайно цепляется за его одежду.
Источник фотографии: ИА "Инфо-Ислам"
Источник фотографии: ИА "Инфо-Ислам"
Фильм снят достойно и красиво, что не может оставить равнодушным ни одного человека независимо от вероисповедания. Одни плакали, другие с затаенным дыханием смотрели, боясь пропустить даже кадр. Но дошла ли мысль режиссера до зрителя? Когда зрители задавали вопросы режиссеру и в процессе опроса зрителей пришлось, к сожалению, убедиться, что все были в восторге, но не все поняли задумку. Для одних эта кинокартина так и осталась биографическим фильмом, который лишь «поверхностно рассказывает» о жизни Пророка (мир ему). Для других это фильм о толерантности религий.
Второй день фестиваля ознаменовался показом короткометражных документальных фильмов. Еще с утра залы были наполнены лишь наполовину, и лишь ближе к обеду люди стали наполнять зал, вплоть до того, что были заняты даже ступеньки. Иран, Франция, Сирия, Россия – каждый рассказывал свою историю. Одни высказывали боль своего народа, другие – гордость за свои корни, третьи – отстаивали права. Удивительно, что в этот день никто не толпился в холле. Зрители понемногу заполняли кинозал, лишь изредка выходя из него.
Зрители фестиваля мусульманского кино. Источник фотографии: ИА "Инфо-Ислам"
Вот этими руками – Реза Хаери (Иран)
Несколько героев, которые рассказывают о своей профессии – прикладном искусстве. Удивительно, как в эпоху глобализации, когда преобладают промышленное производство и универсальные модные тенденции, в Иране сохраняются традиционные мастерские. Фильм словно окунает нас в средневековое мануфактурное производство или ремесленничество, но только в современном антураже.
Зрителю показаны героини, которым специально на время съемок накинули платок на голову. Это становится понятным, когда в одном из интервью после окончания беседы на долю секунды мелькают кадры, на которых героиня буквально срывает с себя головное покрывало. Другой персонаж фильма, несмотря на шарф, прикрывающий ее коротко отстриженные сиреневого оттенка волосы, одета в джинсы и футболку, ходит с открытой поясницей. Режиссер показывает, как уже немолодая женщина-модельер, которая шьет одежду в лучших традициях персов, держит в одной руке сигарету, а в другой кисть, которой вручную разрисовывает шелковую ткань для будущего платья.
В целом фильм показывает, что Иран бережет и чтит национальные традиции прикладного искусства, стараясь сохранить их в урбанистическом мире, приспосабливаясь под него, но без потери своей сути. Так, один из героев показывает шамаиль, где вместо птиц он изобразил самолеты и бульдозеры. Он говорит, что так отражает современное состояние культуры через сохранение исламских традиций.
Неоднозначным моментом для восприятия развития национального традиционного искусства является возрождение не только исламских, но и древнеперсидских образов. Перед зрителями предстают работы с арабесками, а потом подсвечники и абажуры с ангелами и мифологическими существами из сасанидской культуры, одеяния в стиле Ахаменидских шахов.
Республика Фатимы – Паскаль Берсон (Франция)
Это история девушки из Марокко, которая не знает Коран, забыла и осознанно отказалась от исламских традиционных ценностей, заменив их западноевропейскими идеями свободы и справедливости.
«Я чувствую себя француженкой больше, чем сами французы», – говорит Фатима. Для нее Франция – настоящая Родина. «Марокко для меня как мама, с ее запахом, вкусом, красотой. Франция – как мой отец, с его принципами и взглядами на жизнь», – рассказывает героиня. В одном из зрительских отзывов после просмотра было сказано, что поговорка «В чужой монастырь со своим уставом не лезут» полностью подходит к этому фильму, и поблагодарили режиссера за то, что он показал, как должен вести себя иностранец в чужом государстве.
Паскаль Берсон. Источник фотографии: ИА "Инфо-Ислам"
Это тот фильм, который нужно смотреть и оценивать не с точки зрения сохранения национальной идентичности и приверженности исламу. Фильм показывает свободу выбора человека: как один народ ассимилируется другим, перенимая чужую культуру, сливается с ней, идентифицируя себя с другим народом. Зритель может быть согласен или не согласен с выбором Фатимы – главной героини, но нужно уважать ее выбор. Режиссер Паскаль Берсон призывает зрителя смотреть на эту историю Фатимы не как на политический или религиозный фильм, а как на гуманистический, где есть человек и его ценности. На самом деле картина отражает действительность, когда люди теряют свои корни, делая свой выбор. Это реалии современной жизни, которая может и не совпадать с нашим взглядом.
Жасмин – Альмоханнад Кальфум (Сирия)
Одним из самых трогательных фильмов прошедшего дня стал документальный короткометражный фильм сирийского режиссера, который на истории нескольких детей показал ужасы сирийской войны. Но здесь нет ни крови, ни жестокости. Здесь только рассказы детей об их прошлом и том настоящем, в котором они оказались. Фильм помогает глубже прочувствовать трагедию этой страны. И не важно, мусульмане ли это, если война уничтожает семьи и калечит судьбы простых людей, которые имели свои мечты и планы на будущее, которые тоже радовались и однажды перестали.
«Это не мой фильм, это ваш фильм, – говорит режиссер. – Это история будущих наших детей, которые живут на всей земле. Поэтому фильм касается каждого человека. Это история сирийских детей во время войны, как война разбила их мечты, дом, школу. В течение 26 минут через глаза детей мы видим войну. Я не хотел показать только боль, а еще хочу показать, что у детей есть силы продолжать жить дальше. У каждого есть свои проблемы, своя история. Фильм «Жасмин» – голос всех детей этой Земли людям нашей планеты».
Режиссер фильма "Жасмин" (слева). Источник фотографии: ИА "Инфо-Ислам"
Марджани. История воплощенных традиций – Ренат Хабибуллин (Россия)
Казанский кинофестиваль в этом году оправдывает свое звание «мусульманского». Уже второй день показывают не просто околоисламские или основанные на общечеловеческих ценностях фильмы. Как признаются зрители старшего поколения, их радует, что есть фильмы о мусульманах, об истории татар и исламе у татарского народа.
Подтверждением этого является документальный короткометражный фильм «Мечеть Марджани». Кинокартина последовательно рассказывает как появилась самая старая и первая каменная мечеть Казани, как она развивалась в советское время и ее состояние сегодня. Автор не забывает говорить и об известных деятелях, работавших здесь когда-то.
С каждым днем количество зрителей увеличивается. На третий день фестиваля кинозал, где показывают художественные фильмы, уже с утра почти полон.
Зрители фестиваля мусульманского кино в Казани. Источник фотографии: ИА "Инфо-Ислам"
Зрители фестиваля мусульманского кино в Казани. Источник фотографии: ИА "Инфо-Ислам"
«Маленький подарок от Бога» – Фахми Баракат (Бахрейн).
Это история глухонемой супружеской пары. Весь фильм – абсолютная тишина, ни единого звука. Режиссер в прямом смысле окунает нас в безмолвие, но на экране мы видим их эмоции, чувства, переживания. И вот героиня беременна. Каким будет ребенок? Будет ли он слышать звуки этого мира? Сидя на берегу моря, но не слыша ничего – после завершения фильма до зрителя доносится плач ребенка и шум прибоя.
Вот он – подарок от Бога. Короткий и трогательный фильм о мусульманской паре, которая уповает на милость Всевышнего.
«Читай во имя твоего Господа» – Шамиль Гумеров (Литва)
Документальный фильм повествует об истории татарского народа в Литве, это краткий обзор того, как он здесь оказался и жил. Однако это лишь подводка к главному – жизни мусульман (и не только татар) в Литве. Фильм рассказывает о мусульманском центре «Иман», которым руководит сам Шамиль Гумеров. Как рассказал режиссер, изначально задумывалось снять сюжет про работу их центра, чтобы рассказать другим мусульманам, что есть такая организация. Но в процессе работы было решено снять целый фильм об исламе в Литве и ее истории.
Это первый фильм Шамиля Гумерова в качестве режиссера, что резко отличает его труд от других работ в конкурсной программе короткометражных документальных фильмов. Допускались ошибки, как, например, фраза «в мечеть приходили мусульмане индусы» (подразумевается индийцы), или приравнивание к малому хаджу посещение мечетей в других городах. Проведение параллели с казанскими татарами и тесной связи литовских татар с Татарстаном вызвали положительный отклик среди зрителей старшего поколения.
Шамиль Гумеров. Источник фотографии: ИА "Инфо-Ислам"
Отзывы посетителей фестиваля мусульманского кино за прошедшие три дня самые разные: от восторженных до критикующих. Одни говорили, что показаны сильные фильмы, которые заставляют задуматься («Жасмин», «Дважды»), другие говорили о непонятной канве мыслей автора («Афганские истории») или излишнем и труднодоступном символизме для простого обывателя («Соляной человек»). Фаворитом среди всех фильмов у мусульман однозначно стала картина «Мухаммед – посланник Всевышнего». Положительно встретили и фильмы об истории татарского народа.
Фестиваль идет в нескольких кинотеатрах одновременно, поэтому можно увидеть и фильмы из внеконкурсной программы, посетить творческие вечера и мастер-классы. Мы же продолжим рассказывать вам о фильмах, участвующих в конкурсе. Итак, что ждет зрителя в последующие дни?
Алина Хакимзянова