Одна, уникальная вещь отличает ислам от всех других конфессий. Она не придерживается языковых, культурных, этнических и географических барьеров. Это то, что понимается на самых урбанизированных территориях Запада, и в самых отдаленных местах Востока. Это то, что воплощает в себе концепцию уммы (мусульманской общины): единство, однородности, братства. Это то, что устраняет барьеры незнания и вселяет в сердца любовь.
Эти убедительные и мощные вещи лишь одной фразы мусульманского приветствия. Каждый из нас, встречаясь с кем-либо, желает ему три прекрасные вещи, хотя из нас об этом не каждый задумывается. Эта фраза приветствия и пожелания мира: (Ас-Саламу алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху). Если перевести дословно, то на русском это выражение будет звучать как «Мир вам [вместе с] милостью Аллаха и Его благословением».
Мусульмане обмениваются им во всем мире, независимо от того, знают ли они друг друга и даже, если не говорят на одном языке. Потому, что это приветствие, также как и декларация шахады (фраза: «Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха») объединяет мусульман и является укреплением их взаимоотношений.
Однако, несмотря на его уникальную способность объединять людей, многие люди пренебрегают им или не дают салям – приветствие своим братьям, или его не возвращают. Например, некоторые люди удерживаются давать салям тому, кто другой национальности или этнической принадлежности. Или, некоторые неохотно возвращают салям, тому, кто не следует его мазхабу (правовой школы) или их ученым. Эти типы поведения, полностью противоречат самой сути мусульманского приветствия. К сожалению, многие мусульмане не понимают, или сознательно пренебрегают изречение пророка, которое передается от Абу Хурайры: «Я слышал, как Посланник Аллаха, мир и благословение Всевышнего, сказал: «Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: если встретишь мусульманина, то поприветствуй его; если он пригласит тебя, ответь на его приглашение; если он попросит у тебя совета, дай ему совет; если он чихнет и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага; если он заболеет, навести его; а если он умрет, то проводи его» (Муслим).
Случай, когда человеку не возвращается ответ на его приветствие, может обидеть его. Ведь он искренне желает своему брату мира, а ответа не следует. Тогда человек начинает задумываться: из-за чего ему не возвратили салям? Из-за его другого цвета кожи, или из-за того, что он одет иначе, чем тот? В любом случае, нельзя давать повода для таких мыслей, ибо это ведет к дискриминации.
Здесь уместно вспомнить изречения пророка об этике саляма. Пророк никогда не был скупым на приветствие. В передаче от Абдуллы бин Амра: «Некто спросил: «О, Посланник Всевышнего! Что в Исламе наилучшее?». «Наилучшее - если накормишь голодного, поприветствуешь и знакомых, и незнакомых», - ответил Пророк».
Пророк говорил: «Вновь прибывший из вас пусть приветствует присутствующих и покидающий вас пусть также выскажет приветствие остающимся. И не превосходит первое приветствие по значимости последнее».
Передано от Анаса ибн Малика: «При встрече с детьми Анас приветствовал их и говорил: «Пророк поступал также».
Нельзя забывать, что «Салям» - мусульманское приветствие – это еще и дуа (мольба), произнесенная языком от сердца для своего брата и не отвечать тому, кто для тебя желает мира, милости и благословения, отвратительно и грешно. Пророк велел нам распространять салям между собой. И тот, кто выступает против этого, он выступает против исламских ценностей.
Переведено специально для «Инфо-Ислам», Сайт европейских мусульман