О приветствии без высокомерия, о приветствии двух групп, об отдельных случаях приветствия, о приветствии непрактикующих мусульман, о приветствии хаджиев — обо всем этом наша новая статья.
Абу Хурайра (радыяллаху ‘анху) рассказывает, что посланник Аллаха (салляллаху ‘аляйхи уа саллям) сказал: Пусть тот, кто верхом первым поприветствует того, кто на ногах, тот, кто на ногах, пусть первым поприветствует того, кто сидит и пусть маленькая группа первыми поприветствует большую группу. (Сахихуль-Бухари, Муслим)
Обратите внимание на слова «Пусть тот, кто верхом первым поприветствует того, кто на ногах», приказ посланник Аллаха приветствовать всаднику пешего, из числа того, что он учил людей не быть высокомерными. Ведь тот, кто верхом может подумать, что он лучше пешего. «Пусть маленькая группа первыми поприветствует большую группу» - эти слова призывают проявлять уважение маленькой группе большей.
Читайте также: Культура приветствия в Исламе
Имам Навави (рахматуллахи ‘аляйхи) говорит: «Если кто-либо, придя в собрание людей, поприветствует ни всех, а выборочно или же только тех, кого знает, мол «Я их не знаю и чего мне с ними здороваться», такое действие считается макрухом». Это поведение не приводит к любви и уважению, а наоборот может привести к отталкиванию. Этот хукм, конечно же, не относится к базарам и местам скопления людей, так как там здороваться со всеми просто не возможно. (Мазахируль-хак джадид, т. 5, стр. 339)
В каких случаях разрешается давать «салям», а в каких нет
Абу Хурайра (радыяллаху ‘анху) рассказывает, что посланник Аллаха (салляллаху ‘аляйхи уа саллям) сказал: Когда вы (верующие) встречаетесь, то в первую очередь поприветствуйте друг друга… (Сахихуль-Бухари)
Теперь мы знаем, насколько важно в исламе осмысленное приветствие, ведь оно ведет к дружбе и любви общество. Но не смотря на важность этого, в некоторых случаях приветствие просто не уместно, более того это макрух, а отвечать на него не обязательно. Например, когда человек справляет нужду, спит или дремлет, принимает гусуль, выстаивает намаз, призывает азан, во время хутбы на пятничный намаз, во всех этих случаях здороваться не желательно и отвечать на приветствие не обязательно. Если человек читал Коран или делал зикр и ему дали салям, то ему следует остановить чтение, ответить на салям и со словами «А’узу билляхи» продолжить чтение Коран. (Мазахируль-хак, т 5, стр. 348)
Приветствовать словом «Салям» не практикующих мусульман
В наше время, встретить не практикующих мусульман или же просто людей, не относящих себя к какой-либо традиционной конфессия не редкость. Соответственно возникает вопрос «как же с ними здороваться?» нам, практикующим мусульманам? Для ответа на этот вопрос, давайте вернемся к светилам руководства, всемирно известным ученым ислама.
‘Алляма Ибн Касир (рахматуллахи ‘аляйхи) пишет, что приветствовать того, кто открыто враждует с исламом, запрещается, а отвечать на его приветствие не обязательно. В «тафсире-Сирадж» пишится: «Приветствовать того, кто открыто враждует с исламом, нельзя».
Прочитав эти выражения великих ученых, мы должны учитывать время и общество, в котором они жили. Различия колоссальное. Есть мнения богословов, что такие слова были сказаны чтобы те, кто не практикует ислам, раскаялись. Ведь, согласитесь, если все общество перестало здороваться с тем, кто открыто совершает грех, то ему этот урок, рано или поздно, принесет пользу. В наше же время количество тех, кто практикует ислам ничтожно мало, и перенять практику Ибн Касира (рахматуллахи ‘аляйхи) не будет логично.
Некоторые ученые современники говорят, что здороваясь в наше время с не мусульманами – необходимость времени. И приветствуя их следует делать намерения на приветствие ангелов, а про себя делать ду’а за них. (Масаилю-рифкаты-касыми, т.4, стр. 75)
Да поведет нас всех Всевышний Аллах прямым путем! Амин!
Совершать поклон во время приветствия
В шариате преклоняться перед кем-либо кроме Аллаха запрещено. В культуру некоторых народов входит приветствие с поклоном. Это конечно же не приветствуется в исламе и противоречит сунне пророка (‘аляйхи салям). Дело все в том, что поклон имеет сходство с поклонением, а поклонение достоин только Всевышний Аллах.
Если человек преклонился перед кем-то ради уважения, его ни кто «кафиром» назвать право не имеет, но грех заслуживать он будет. (Мазахируль-хак, т. 5, стр. 371)
Приветствие хаджиев
Ибн ‘Умар (радыяллаху ‘анху) рассказывает, что посланник Аллаха (салляллаху ‘аляйхи уа саллям) сказал: Встречая хаджия, до того, как он вернется домой, поприветствуйте его рукопожатием и попросите у него ду’а Всевышнему за себя. Это потому, что Аллах простил его грехи. (Муснад Ахмад)
Когда человек совершает хадж, направляется в сторону дома Аллаха, он становится гостем Аллаха, а Аллах оказывает ему Свое гостеприимство.
Гость что бы ни попросил хозяин всегда ответит его просьбе. Так и хаджи, Аллах отвечает на все его ду’а. Самое важное за что нужно просить ду’а у хаджия это прощение грехов и прямую дорогу. Просить ду’а у хаджия мустахаб. В прежние времена, буквально век назад, у нашего народа была традиция – торжественно встречать паломников. И эта традиция, хвала Всевышнему, возрождается. (Масаилю-рафкаты-касыми, т. 4, стр. 82)
Азиз Давлетчин