В основе заключения брачного контракта в соответствии с исламскими традициями лежит союз верующего и верующей как мужа и жены. Однако некоторые новобрачные не до конца понимают истинное предназначение семейных отношений. Отсюда происходят различные проблемы со всеми вытекающими из них последствиями.
Семейная жизнь в Исламе
Поэтому, говоря об истинной сути брака, можно сказать, что брак в Исламе является как священным, так и правовым договором между мужчиной и женщиной, устанавливающим законность, нерушимость и взаимную ответственность их родственных отношений, принятие друг друга в качестве супругов. Они оба должны осознавать свой долг перед Богом и ответственность друг перед другом во всех аспектах их взаимоотношений.
Всевышний сказал: «О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил множество мужчин и женщин. И бойтесь Аллаха, Которым вы друг друга упрашиваете, и родственных связей. Поистине, Аллах всегда наблюдает за вами!» Коран, 4: 1.
Ислам отводит руководящую роль в семье мужчине, поскольку он в большинстве случаев обладает несколько большей физической и эмоциональной силой и стойкостью, чем женщина. По этой причине на мужчину возложена ответственность за поддержку и содержание женщин - не только жен и дочерей, но также всех родственниц, которые нуждаются в помощи и поддержке.
«Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество над другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины - благоговейные, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах» Коран, 4: 34.
Жена является другом и помощником своего мужа, будучи вместе с ним ответственной за дела семьи, физическое и эмоциональное благосостояние ее членов и воспитание детей. В Исламе женщина, замужняя или нет, считается человеком со своими собственными правами, а не просто приложением к мужу. Так, например, она имеет полное право владеть и распоряжаться своим имуществом и заработком, даже после вступления в брак, а, вступив в него, она имеет право на сохранение своей фамилии, не принимая фамилию мужа.
Стереотип, который складывается в последнее время относительно мусульманки сводится к размышлениям о домашней рабыне, с утра до ночи занятой приготовлением пищи, стиркой и присмотром за детьми, лишенной интересов, не имеющей право на собственную жизнь, а также возможности конструктивно участвовать в жизни общества. Об этом красиво и навязчиво пишут европейские и американские издания.
Ответом же мусульманских ученых на эти нападки служит мысль, что религия Ислам считает мужчину и женщину равными в смысле их ответственности перед Богом и собственной индивидуальности.
Ислам предписывает обоим одинаковые религиозные обязанности, не считая послаблений, сделанных для женщин в связи с деторождением, и, как показывают приведенные ниже стихи Корана, делает сознательное следование Исламу, добрые дела, всяческое рвение на пути Бога, духовное развитие и стремление к знаниям – равно обязательными и для мужчин и для женщин: «А если кто сделает что-нибудь благое – будь то мужчина или женщина, и он при этом верующий, - то эти войдут в рай и не будут обижены ни на бороздку финиковой косточки» Коран, 4: 124.
В то же время Ислам признает, что женщины обладают более тонкой, чувствительной и эмоциональной натурой, чем мужчины, поэтому они должны обходиться с ними соответственно. Существует множество прекрасных изречений Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, предписывающих доброту и заботливость по отношению к женщинам, советующих мужьям относиться к своим женам с уважением, почитанием и со всеми чувствами, соответствующими их тонкой женской природе. «Лучшие из мужчин, - говорил пророк, - это те, которые наилучшим образом относятся к своим женам».
Поскольку природа мужчины и женщины неодинакова, каждому доверена особая роль в обществе. Эти роли дополняют друг друга, и каждая из них является равно основополагающей и необходимой для функционирования общества. Внутри этой структуры как мужчина, так и женщина свободны в стремлении к тому, что для них важно, они вольны вносить свой вклад в общество соответственно собственным навыкам и интересам, но при условии, что они не пренебрегают своими домашними обязанностями и их деятельность не таит угрозы их достоинству и скромности. Женщины могут занимать в обществе многие должности, с которыми они справятся лучше или, по крайней мере, не хуже мужчин, например, в некоторых областях медицины, ухода за больными и т.п., образования, общественной работы и других.
Во времена Пророка были женщины, претерпевшие преследования, изгнание и даже принявшие смерть за свою веру от рук язычников наравне с мужчинами. Они обсуждали с самим Пророком различные вопросы и даже спорили с ним. Был даже такой случай, когда женщина встала в мечети, чтобы поправить праведного халифа Умара ибн Аль-Хаттаба по правовому вопросу.
Айша, вдова Пророка, разбиралась в исламской юриспруденции и многие выдающиеся мусульманские ученые того времени брали у нее консультации, а ее сестра Асма с юности до глубокой старости совершала чудеса отваги и героизма.
И не стоит забывать, что сказано в Коране о брачных отношениях:
«Из Его знамений - что он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость» Коран, 30: 21.
Хотя женщины чаще всего выполняют работу по дому, поскольку для них такая забота более естественна, Ислам не принуждает их к этому. Муж должен помогать жене в работе по дому, следуя примеру Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, помогавшего своим женам, чинившего свою одежду и принимавшего участие в домашнем труде. И хотя мать, прежде всего, занимается воспитанием своих детей, Ислам не требует от нее заниматься этим весьма важным делом одной.
Должное воспитание детей - обоюдная обязанность мужа и жены, и, несмотря на то, что большая часть ежедневных занятий с детьми чаще всего выпадает на долю жены, муж - это человек, отвечающий не только за благосостояние, но и за поведение всех членов семьи. Муж и жена должны вместе создавать в доме мусульманскую атмосферу и находить нужный подход к воспитанию детей, поддерживая в этом друг друга.
Брак также предусматривает еще одну основополагающую обязанность - обязанность мужа и жены удовлетворять сексуальные нужды друг друга и в то же время не искать для этой цели кого-либо другого. Узаконивая удовлетворение сексуальных нужд исключительно в браке (ибо иной способ их удовлетворения запрещен), Ислам также требует, чтобы муж и жена сохраняли себя в этом плане исключительно друг для друга.
Мусульманские браки отличаются прочностью, особенно по сравнению с браками в сегодняшнем светском обществе. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, в отличие от светских браков, где добрачная любовь и близость считаются неизбежными, основной составляющей мусульманского брака является общая система ценностей, общие принципы и образ жизни. Другая причина устойчивости браков в Исламе заключается в том, что мусульмане и мусульманки, в большинстве случаев, совершенно согласны со своими мужской и женской ролями. В результате, поскольку разделение ролей и обязанностей между мужем и женой четко определено и признано, многих проблем и трений удается избежать.
Одним словом, «мусульманский брак представляется не романтичным союзом в голливудском духе, а кровным и телесным родством двух человеческих личностей. Это совсем не означает, что такой родственный союз полностью гарантирует идеальные отношения. Но любые трения или противоречия между супругами разрешаются внутри самой семьи при помощи смягчающего влияния общества, а не путем расторжения брака и разрушения семейной ячейки». Благодаря всем присущим ему предосторожностям мусульманский брак – это чаще всего стабильный и жизнеспособный институт.
Нет женщины более обеспеченной в своих правах, нежели женщина в мусульманской семье, ибо в Священном Коране мужу предписано непременное и полное материальное обеспечение своей жены и семьи.
Заявляя о своем намерении жениться, молодой человек подчеркивает перед обществом не только свою биологическую, но, что важнее, социальную, материальную и гражданскую зрелость.
Многоженство не запрещено специальным запретом Бога ни в одной религии. Ислам разрешает многоженство, однако строго ограничивает их число до четырех и при непременно равном и справедливом отношении мужа ко всем женам.
«Если же Вы боитесь, что не будете поступать по справедливости, то возьмите в жены только одну» Коран, 4:4. Этот вопрос не риторический и не следует им спекулировать. Неспособность выполнения супружеских обязанностей женой в связи с ее болезнью или иными обстоятельствами, а также социально-демографическая ситуация делают полигамию не столько желанной, сколько обязательной для моральной чистоплотности и нравственного благополучия общества. Это противоядие блудству, обману и болезням.
Что касается женитьбы пророка Мухаммада, то они состоялись лишь после смерти первой жены Хадиджы, с которой он прожил 25 лет счастливой жизни. Прекрасные взаимоотношения пророка Мухаммада и его жены Хадижы друг к другу – образец для подражания мусульманским семьям.
Не стоит забывать, дух брака в Исламе – «это дух взаимного уважения, доброты, любви, сотрудничества и гармоничных взаимоотношений. В лице своего мужа, жена имеет друга и партнера, разделяющего с ней ее жизнь и заботы, оберегающего ее, помогающего ей выполнять обязанности, которые ей было бы трудно, а то и невозможно выполнять одной; а мужчина имеет в лице своей жены товарища и помощника, обеспечивающего ему покой, комфорт и отдых от борьбы с превратностями жизни этого мира.
Говоря прекрасным языком Корана: «…они (жены) - одеяние для вас, а вы (мужья) - одеяние для них» Коран, 2:187. И они служат друг другу, как любимая одежда - обеспечивают уют, защиту, безопасность, украшают, хранят тепло, укрывают и скрывают все личное от чужих глаз». И только такие отношения гарантируют семейную жизнь, которая действительно будет угодно Всевышнему.