Система махалли татар Финляндии еще один важный пример той большой роли, которую она может играть в жизни татарского общества, сохраняя язык, религию и самосознания народа, а также помогая решать различные социально-значимые вопросы.
Система махалли татар Финляндии еще один важный пример той большой роли, которую она может играть в жизни татарского общества, сохраняя язык, религию и самосознания народа, а также помогая решать различные социально-значимые вопросы.
Впервые татары на территории современной Финляндии появились в начале XIX века. Это были военные, которые служили в военных гарнизонах на территории этой страны, после того как ее присоединили к России. Уже в середине XIX века в Хельсинки насчитывалось около 50 татар.
Община очень быстро росла, все новоприбывшие татары были из Поволжья, в первую очередь из Сергачского района Нижегородской области. Большой поток татар-переселенцев был после революции 1917 года. Также после Второй мировой войны, когда город Выборг перешел к СССР выборгские татары переселились в Тампере и Хельсинки. Именно в Тампере примерно в 1940 г. была основана вторая община татар.
В основном татары, переезжали семьями и даже деревнями. К началу XX века татары в Хельсинки сосредоточили в своих руках торговлю мехами. Этим видом бизнеса татары отличались весь XX век.
Именно поволжские татары были первой мусульманской общиной в Северной Европе - Скандинавии. В 1925 году татары основали Исламское Общество Финляндии «Исламия», которую возглавлял крупный торговец мехами и пушниной Осман Али, а в 1935 году появилось Общество татарской культуры. Общество «Исламия», к слову, стала второй мусульманской организацией созданной во всей Европе. Первой же была организация, созданная боснийскими мусульманами в Австрии. Для Северной же Европы Общество «Исламия» стала мусульманской организацией-первопроходцем, это уже исторический факт.
В середине XX века в Хельсинки существовала татарская начальная школа, спортивный клуб «Йолдыз», а также газеты на татарском языке. В 1970-е годы профессор Хельсинкского университета профессор Гумар Тахер организовал и возглавил «Общество имени Габдуллы Тукая».
Сегодня Исламское общество Финляндии «Исламия» и Общество татарской культуры фактически стали одной организации. У «Исламии» в центре Хельсинки имеется свое отдельное пятиэтажное здание, которое объединяет Татарский национальный культурный центр Финляндии, мечеть/молельный зал, воскресную школу, библиотеку и спортивный клуб «Йолдыз».
Количество татар в Финляндии сегодня достигла 1000 человек. Большая часть, около 500 человек, живет в Хельсинки, больше 100 человек живет также в Тампере и Турку. Всю свою историю татары на территории Финляндии живут по системе махалля. Именно она делает жизнеспособной общину. Татары создали свой фонд, фактически вакф, в который ежегодно татары на добровольной основе делают взносы. Этому фонду сегодня принадлежит несколько зданий в стране, которые сдаются в аренду. На деньги от этой аренды и взносов татары содержат имама мечети и учителя татарского языка, организовывают праздники и другие мероприятия, если нужно поддерживают своих соплеменников. Таким образом, община сама себя финансирует. Благодаря этому татары не потеряли чувства общности, собственного национального самосознание, как никто из татарской диаспоры они сохранили татарский язык (даже, наверное, лучше чем татары Турции) и свою религию. При этом, это не помешало им (а может и помогло?) социализировать и интегрироваться в финское общество.
Поэтому современные финские татары знают татарский, финский, английский (в Финляндии поголовное знание английского языка) и часто шведский (второй государственный язык Финляндии). И при этом интернационализме татары уже больше 100 лет чтут свои традиции, свою культуру и язык.
Как рассказывают сами члены татарской общины Финляндии, после того как в татарской семье этой страны рождается ребенок до 5 лет с ним разговаривают исключительно на татарском языке. Вокруг него всегда звучит татарская речь и поэтому он становится для него первым и родным языком. После 5 лет ребенок очень легко и быстро осваивает финский, а после него английский и шведский языки.
Вот такая уникальная и эффективная татарская махалля находится сегодня в Финляндии. На современном этапе татары этой страны представляют собой настоящею элиту общества. Среди них встречаются люди самых разных профессий: врачи, учителя, адвокаты, секретари, профессора, чиновники, владельцы магазинов тканей, мехов, ковров и хлебопекарен. Детей при Центре «Исламия» обучают не только татарскому языку, но и основам ислама: от намаза и уроков нравственности до чтения Корана.
На сегодняшний день руководит татарской диаспорой этой страны крупный ученый, юрист, сын профессора Хельсинкского университета и прежнего лидера общины Гумара Тахера Окан Тахер. Он входит в руководство нескольких общественных структур при финском правительстве, занимающихся проблемами национальных меньшинств, а также представляет Финляндию в одноименной комиссии Совета Европы в Страсбурге.
В Хельсинки также есть «Финское татарское объединение», которое в большой степени является молодежной организацией.
Вообще финские татары стали сегодня центром притяжения всех татарских диаспор западных стран. Например, на ежегодные летние детско-юношеские татарские лагеря, которые они организовывают, приезжают дети татар из Германии, США, Канады, Турции и других стран. Сегодня на эти лагеря даже приезжают детишки из Татарстана.
Важно то, что финские татары достаточно религиозны и чтут свои религиозные традиции. Самым большим событием в году для финских татар является месяц Рамазан. Татары постятся, ходят друг другу в гости, посещают мечеть на таравих-намаз.
Сегодня в Финляндии больше 60 тысяч мусульман. И хоть татары являются меньшинством среди них, но благодаря тому, что именно татары стали первой общиной не только этой страны, но и всей Скандинавии, а также благодаря своей сплоченности, они занимают особое положение в мусульманском сообществе страны. Во-первых, татарам принадлежит крупнейших исламский центр страны, где имамом является татарин Рамиль хазрат Беляев, который вырос в России и получил образование при Московском исламском колледже Совета муфтиев России. Религиозные дисциплины при центре преподает Абдулла Кая тоже татарин, только крымский, который получил религиозное образование в родственной Турции. Во-вторых, татары участвуют в различных группах по налаживанию межрелигиозного диалога в стране, представляя таким образом мусульманскую общину страны и делясь своим опытом интеграции в финское общество, без потери собственного национального самосознания, религии и языка. В частности, лидер татарской диаспоры Окан Тахер состоит в комитет «Диалог», который объединяет представителей всех авраамических религий Финляндии, в рамках которой была создана группа «Церковь и ислам». К слову, недавно данная группа посетила и Татарстан, где изучала опыт межрелигиозного сосуществования.
Как заявила представительница Лютеранской церкви в данной организации: «Финские татары помогают понять то, как живут мусульмане, приезжающие в нашу страну. Они выступают посредниками между финнами и новыми мигрантами-мусульманами».
Очень важно, что татары стали выполнять посредническую роль между мусульманскими сообществами и западными государствами, поскольку, таким образом, растет роль и авторитет татарского народа. Кроме того, это показатель признания достижений татарского народа в Западной Европе.
Новый этап в развитии татарской диаспоры произошел после распада СССР и открытии границ. Участились контакты финских татар с Казанью и Татарстаном. В 1990-е годы некоторые финские татары прошли обучение в Казанском государственном университете. Кроме того, все чаще финские татары стали искать для себя партнеров для брака среди татар Татарстана и всей России.
Также стали возникать совместные татарские проекты. Например, активисты из числа финско-татарской молодежи совместно с Татарским театром им. Г.Камала осуществили постановку популярных пьес известных татарских драматургов.
Кроме того, в 2000 году в Финляндии прошло выездное заседание Бюро Исполкома Всемирного конгресса татар. Лидер финских татар Окан Тахер является членом Бюро Исполкома ВКТ.
В 1990-е и 2000-е годы в гастролями и частыми частными визитами Казань и другие города России посещал другой активист татарской диаспоры Финляндии архитектор, музыкант и музыкант Данис Бедретдин, руководитель фольклорной группы «КГБ» («Казанская группа Бедретдина»). Также с гастролями в Казани выступала выпускница Казанского театрального училища Джамиля Низаметдин, вышедшая замуж за финского татарина. Летом 2003 года в Казани записала лазерный диск со своими песнями другая татарка финского происхождения Альфия Нисаметдин.
В общем, контакты между татарами Татарстана и Финляндии растут и становятся все более интересными и интенсивными. Хорошей новостью стало и то, что с августа 2014 года начались авиарейсы между Казанью и Хельсинки авиакомпании «Finnair». Каждую неделю финские самолеты будут три раза прилетать в Казань и возвращаться обратно. И это здорово. Если еще 25-30 лет для финских татар Казань и Татарстан были далекой исторической Родиной, где побывать хотя бы один раз в жизни было мало достижимой мечтой, то теперь для этого достаточно 200 евро и двух с половиной часов комфортного полета по маршруту Хельсинки-Казань. Современный мир становится меньше и татарам необходимо использовать этой в полной мере. Интернет, современные средства связи и прямые авиа-перелеты теперь делают финских татар и казанских татар соседями, которые могут делать совместные проекты, создавать новые браки и просто общаться и поддерживать постоянный контакт. Таким образом, татарская традиционная соседская махалля становится не просто экстерриториальной, а глобальной. Она по-прежнему может быть соседской, потому что мы становимся соседями в глобальной мировой деревне. Поэтому есть основания с оптимизмом смотреть на будущее татарской общины Финляндии. Нам есть чему у них учиться, а им важно укрепить контакты с исторической родиной.
Илдар Баязитов