«Наука без религии хрома, религия без науки слепа». Альберт Эйнштейн. Именно с этих слов одного из самых выдающихся ученых в истории человечества Альберта Эйнштейна хочется коснуться темы исламского религиозного образования у нас в стране.
Хотя Эйнштейн и не был мусульманином, а тема его религиозной принадлежности до сих пор будоражит ума многих представителей ученого мира - кто-то считает его верующим, а другие упорно пытаются доказать его принадлежность к атеистам, его слова из статьи «Наука и религия» наиболее верно подходят к определению роли религии и науки в исламе. В исламской религии никогда не существовало противопоставления науки и религии, не было разделения образования на светскую и религиозную. Ислам охватывает все аспекты жизни общества, в том числе образованию и науке в нем отводится важнейшее место. Если взглянуть в истории, во всех крупнейших образовательных центрах исламского мира наравне с религиозными преподавались и точные, естественнонаучные предметы. Исключением также не является наши татарские учебные заведения дореволюционной эпохи. Здесь наряду с основами ислама важную роль играло преподавание математики, биологии, истории, географии и др.
Особое место в истории науки занимают VIII-XIII столетия Средних веков, известные как «Золотой век Ислама». В течение этого периода многие мусульманские ученые и мыслители внесли огромнейший вклад в развитие естественных и точных наук, философии, литературы, экономики, социологии и др.. За это время исламский мир превратился в мировой центр науки, образования, медицины. Ислам послужил сильнейшим толчком к развитию науки и образования в арабских, персидских странах. Вдохновленные аятами из Корана и хадисами мусульманские ученые сделали целый рад важнейших научных открытий, создали множество полезнейших книг и трактатов по математике, медицине, истории, географии и другим наукам, перевели труды древнегреческих мыслителей.
Действительно, многие аяты и хадисы указывают нам о важности получения знаний, о необходимости изучения законов мироздания. Аят, который приводится ниже, в полной мере показывает значимость обладающего знанием человека перед Всевышним - «Скажи: "Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?"(Толпы:9). Также Посланник Аллаха в своих хадисах призывал к получению знаний и указывал на необходимость заниматься научной деятельностью. Например, со слов Абу Умамы передают, что однажды Посланник Аллаха сказал: «Превосходство знающего над поклоняющимся подобно моему превосходству над нижайшим из вас». В хадисе речь идет о человеке, который выполняя обязательное поклонение, остальное время посвящает поиску знаний, и человеке, который ограничиваясь минимальным количеством знания, посвящает все свое время поклонению. То есть этот хадис показывает ценность человека, находящегося в постоянном поиске знаний, изучении законов вселенной, установленных Творцом, перед тем, который ограничивается лишь выполнением обязательного поклонения.
До появления ислама арабский народ представлял собой племена малограмотных бедуинов, которые были увлечены лишь удовлетворением своих природных потребностей – в их среде царил разврат, праздный образ жизни. Доходило вплоть до того, что в живьем закапывали своих дочерей. Если в какой-то сфере и преуспели арабы доисламской эпохи – то только в поэзии, а об их достижениях в математике, истории, медицине и представить было невозможно. Но коренным образом все поменялось спустя буквально пару столетий – исламские страны стали мировым центром науки и образования. Именно призывы Священного Корана и хадисов нашего Пророка послужили причиной такого качественного скачка, благодаря которому сознание людей коренным образом изменилось.
К сожалению, на сегодняшний день исламский мир остался далеко в стороне от научно-технического прогресса. Законодателем мод в науке и образования уже в течение последних нескольких столетий являются европейские и американские научные центры, традиционно считающиеся представителями христианской цивилизации. Основной же причиной этого является отход мусульман от ценностей, которые были заложены Посланником Всевышнего и которые активно претворялись в жизнь его последователями.
Но в нынешних мусульманских образовательных учреждениях акцентируется внимание лишь на религиозном образовании, практически полностью нивелируется значимость «светских» предметов. Эта проблема однобокости религиозного образования является наиболее острой и в нашей стране. Во многих высших мусульманских учебных заведениях совершенно игнорируется преподавание естественнонаучных, гуманитарных предметов. Даже элементарные знания многих выпускников медресе по истории, географии и других предметов оставляет желать лучшего. Создается очень плачевная ситуация из-за отхода от одного из основных принципов исламской религии, которая заключается во всестороннем образовании и воспитании подрастающего поколения.
На сегодняшний день, когда исламофобные настроения обуревают сознание всего западный мир, а многие СМИ преподносят ислам в виде одной из главных угроз человечества, сами же мусульмане продолжают оставаться врагами мусульман. Мы сами способствуем установлению негативных стереотипов о мусульманах в обществе. Исламскому сообществу страны очень не хватает высокообразованных, интеллигентных личностей, которые могли бы нести с собой свет ислама в общество, показывая, что истинная исламская религия представлена не длинными бородами и пакистанскими национальными нарядами, а, в первую очередь, высокими духовными ценностями. И в этом огромна роль мусульманских учебных заведений. Ведь, как правило, многие представители мусульманской молодежи почему-то предпочитают поступать не в университеты, а в медресе. И в связи с этим естественно возникает вопрос – справляются ли исламские учебные заведения с задачей подготовки действительно высококвалифицированных кадров?
На мой взгляд, для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала разобраться с основными задачами, которые ставят перед собой мусульманские учебные заведения. Например, на сайте РИУ указано, что «задачей РИУ является подготовка специалистов в области исламских наук, высококвалифицированных мусульманских священнослужителей, обладающих, в то же время, высокой степенью общей образованности по светским дисциплинам». Видно, что в РИУ стараются готовить священнослужителей с «высокой степенью общей образованности по светским дисциплинам», что очень радует. Но насколько, интересно, высока степень этой образованности? Если РИУ имеет статус университета, то вполне логично сравнивать уровень образованности студентов РИУ со студентами КГУ, КГТУ и других казанских университетов. Но будет ли такое сравнение в пользу Исламского университета? Сомневаюсь. А скажем, сколько выпускников исламского университета продолжают свое дальнейшее обучение в магистратуре и аспирантуре других более престижных высших учебных заведениях? И сколько из них защитили кандидатские диссертации?
На сайте казанского медресе «Мухаммадия» имеется раздел цели и задачи. Но почему-то после прочтения этого раздела складывается очень смутное представление о целях и задачах медресе. Скажем, раздел начинается словами «согласно основным задачам медресе, его учебная деятельность реализуется в трех направлениях…», но почему-то нет перечисления этих задач. Дальше в тексте приводятся два определения – «учебная и внеаудиторная деятельность создают благоприятные условия для всестороннего развития культуры человека, “истинно мусульманской личности”, что является основной задачей любого образовательного учреждения - создание условий» и «основной задачей медресе, как религиозного учебного заведения, является воспитание “истинно мусульманской личности”, способной к национальной и культурной самоидентификации». Исходя из этого, напрашивается вывод, что основными задачами медресе «Мухаммадия» являются создание условий и воспитание «истинно мусульманской личности». Под созданием условий скорее всего подразумевается создание условий для воспитания «истинно мусульманской личности». Только вот в разделе не приводится определение понятия «истинно мусульманской личности», но зато можно узнать, что она способна к национальной и культурной самоидентификации. И что же, получается, вопросы национальной и культурной самоидентификации важнейшие аспекты образования в медресе? Логично было б предположить, что «истинно мусульманская личность» представляет из себя всесторонне образованного, высокограмотного и интеллигентного представителя мусульманского общества. Но, исходя из слабо представленного общегуманитарного блока и полного отсутствия естественнонаучных предметов в программе обучения, остается только надеяться, что медресе «Мухаммадия» действительно выпускает высокообразованных специалистов.
Не удалось найти в интернете сайты других казанских медресе - возможно поисковики их не выводят, или их попросту не существует. К слову, у средней школы, в которой я учился, уже больше 10 лет назад был свой собственный сайт.
По анализу сайтов исламских учебных заведений Казани мы смогли узнать, что только Российский исламский университет ставит перед собой конкретные задачи в сфере исламского образования. Наверняка у других учебных заведений эти задачи тоже схожи, просто эта информация не представлена в открытом доступе.
Важнейшей лакмусовой бумагой в оценке деятельности учебных заведений являются результаты научной и общественной деятельности их выпускников, степени их участия в политической и социально-экономической сфере общества. Например, нынешний премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган является выпускником школы имам-хатыйп. Это само собой хорошая реклама турецким духовным учебным заведениям. Конечно же, можно привести много известных имен, так или иначе связанных с деятельностью медресе «Мухаммадия» дореволюционной эпохи. Но какова ситуация в настоящее время? Вот например, на главной странице сайта медресе представлена новостная лента, освещающая события из жизни учебного заведения. Здесь можно узнать, что одна из студенток медресе стала лучшей мусульманкой, другая студентка выиграла конкурс каллиграфии, кроме того, учащиеся достойно выступили в спартакиаде мусульманской молодежи. Но почему-то нет ни одной новости о научных достижениях студентов и преподавательского состава медресе, о выигранных олимпиадах и грантах. Немногим лучше обстоит дело в РИУ. На сайте университета даже представлен раздел с научными статьями студентов, правда большинство из них трудно назвать действительно научными, в большей части представляют из себя небольшие реферативные работы.
Нынешняя система мусульманского образования в стране, которая находится в столь плачевном положении, нуждается в коренном реформировании. Хочется, чтоб руководители мусульманских учебных заведений наконец поняли, что необходимы новые подходы и методы в организации обучения мусульман. И что нельзя ограничиваться лишь преподаванием религиозных предметов и арабского языка, а нужен всесторонний подход с обязательным включением в программу обучения блока «светских» предметов. Ведь сейчас мы очень нуждаемся в образованных и интеллигентных представителях мусульманского общества, имеющих гибкое мышление и широкий кругозор, которые могли бы стать примером для окружающих и готовых к служению своему народу и стране, способствуя духовному оздоровлению современного общества.
Искандер НАБИУЛЛИН