Российская система образования постоянно подвергается каким-то изменениям и реформам, но несмотря на это, не смолкают разговоры о постоянном кризисе в учебных заведениях. И нужно понимать, что кризис любой системы — повод для пересмотра ситуации, время для внедрения опыта других стран как в вопросах образования, так и в понятии отношения образовательной системы к школьникам. Почему в российских школах спокойно учиться невозможно? С какими психологическими трудностями сталкивается ребёнок на пути к знаниям? Чем эмоциональная атмосфера в отечественных школах отличается от заграничной? Об этом и не только мы поговорим в этой статье
Российская школа нервирует детей
«Господи, дай мне сил сделать уроки с ребенком и при этом остаться умной женщиной и любимой мамочкой. И еще адекватной соседкой»
«Уроки сделаны… Мать охрипла, дочь оглохла. Соседи выучили все наизусть. Собака пересказала!».
Такие картины и даже более печальные вырисовываются в сети Интернет, когда родители рассказывают о том, на какие жертвы они идут, выполняя каждый день домашние задания.
А кто думает о ребенке? О его чувствах хоть кто-то беспокоится?
Источник фотографии:
Представьте Человека, который должен 6 дней в неделю ходить на работу. У него от трех-четырех до десяти-двадцати начальников. Ежедневно кто-то из начальников его вызывает «на ковёр» и этот разговор заканчивается небольшим порицанием. Если порицание серьёзное, то о нем мгновенно становится известно семье человека. Что, соответственно, приводит к выяснению отношений внутри дома. И так каждый день! При этом Человек понимает, что к некоторым его коллегам начальники относятся не так, как к нему: не так сильно ругают за невыполненную работу, не так оценивают, не такой сложности дают задания, как ему…
Представили психологическое состояние Человека? Его раннее пробуждение и «желание» пойти на работу? А если ещё начальник любит дать «развернутую» оценку работы в присутствии всех коллег? И выхода ведь нет — во всех организациях такая система, только начальники на другое лицо. А ведь Человеку — всего 9–10 лет…
Вот это психологическое напряжение, является главным отличием отечественной школы от зарубежной, где учителя воспринимают не как начальника, а как наставника, как человека, который может высказать свое мнение о неподготовленности ребенка к уроку, но это не отразится на взаимоотношениях в семье. Который может вызвать к доске, но, если ребёнок не захочет, вызовет другого ученика и продолжит урок. И дети на уроках не сидят в ожидании «вызовут или нет», а спокойно учатся.
Какие проблемы не решены?
Годы идут, а картина в среднем образовании не меняется. Несмотря на технический прогресс, на большой опыт многих авторских школ, направленных на развитие, на множество онлайн-ресурсов с уроками по всей школьной программе — практически во всех российских школах (пока) превалирует система, где учитель остаётся главным источником знаний.
Современный образовательный стандарт подразумевает совершенно иной подход к детям, но учителя не понимают, как проводить замену урока в классе, работающем по другой технологии; родители не понимают, зачем вообще новая методика нужна. А новые (или хорошо забытые старые, но не внедряемые массово) подходы нужны.
Ввели ЕГЭ — инородное тело в нашем образовательном мире, потому что это недоверие к школе и учителю. Ребенку ЕГЭ мешает вырабатывать мировоззрение: именно в те годы, когда надо размышлять о мире и о своем месте в нем, дети заняты подготовкой к ЕГЭ. С какими ценностями, чувствами молодой человек завершает школу, не важно?
Но основа основ — учитель-наставник. Учить, воспитывать — это искусство, тонкое взаимодействие маленького и взрослого. Личность развивает только личность. Научить, видимо, можно и дистанционно, а вот развить нравственность можно, только находясь рядом. Робот не сможет развивать личность, даже если он будет действовать очень технологично, даже если улыбаться будет.
Источник фотографии: relax.ru
Какими качествами должен обладать учитель-наставник:
- авторитетом для детей;
- уметь управлять коллективом, держать его в центре своего внимания;
- уметь работать со всем классом и с группами по отдельности;
- уметь импровизировать, не выходя «за рамки программы».
Что нужно сделать, чтобы стало лучше?
- определиться с единой системой оценивания учащихся внутри одного методического объединения учителей, внутри одной школы, одного департамента;
снизить психологическую нагрузку на ученика при обучении путём перехода на 12-летнее образование;
- поставить целью обучения в 5–9 классах не успешное прохождение государственной итоговой аттестации, а помощь ребёнку в выборе профессии;
- снизить нагрузку на учителей, ведь ситуация такова, что учитель либо хорошо ведет урок, либо хорошо справляется с документацией;
- повысить уровень профессионализма учителей, введя в систему повышения квалификации, в программу педагогических вузов обязательные курсы по ТРИЗ-технологии, системе Станиславского, организации проведения дебатов;
- увеличить престиж учительской профессии, организовав на основных ТВ-каналах регулярные передачи, посвящённые системе среднего образования. Уделить этому вопросу такое же время и внимание, как медицине и обороне!
Всего несколько пунктов (конечно, это далеко не весь список!), которые помогут нашему молодому поколению научиться анализировать предлагаемую информацию (не только с экрана телевизора, но и с интернет-ресурсов), аргументировать и отстаивать свои взгляды, стремиться не к получению «очередной корочки», а к профессиональной самореализации. Так просто их перечислить, так просто их написать и так сложно перевести их с экрана в отдельную школу. Но мы хотим, чтобы наши дети были образованными и при этом чувствовали себя счастливыми, тогда пора «браться за ум, например обратившись к зарубежному опыту.
Идеальной школы не существует ни в одной стране мира. Школьники, которые живут во Франции, Японии или США, тоже недовольны учителями, расписанием или системой оценок. Однако, читателю будет полезно узнать как устроено школьное обучение в разных странах и чем оно отличается от российского.
Как устроено школьное обучение в других странах
Америка
Источник фотографии:london.cn.ua
Учебные дисциплины в американской школе делятся на несколько категорий. Гуманитарные науки, математика, точные науки, язык и литература и так далее. В каждой сфере за время старших классов надо набрать какое-то количество баллов. Ты должен собрать 10 баллов в точных науках; можешь взять две базовых математики по 5 баллов каждая в 9 и 10 классах, а можешь брать каждый год продвинутую математику и в итоге у тебя будет 30 баллов. Больше не запрещается, меньше 10 нельзя — диплом не дадут. Таким образом, нет привычной для нас системы: девятый, десятый, одиннадцатый и двенадцатый классы со своими программами.
В России многие учителя любят демонстративно говорить о двойках и колах отстающих учеников. В американской школе учитель молча подзывает к себе и показывает твою отметку (как сейчас у нас стали делать в бухгалтериях с зарплатами и премиями). И все. Только еще раз в полгода домой приходит табель успеваемости. Теоретически можно проучиться все 12 лет и без сверхусилий скрывать свою успеваемость.
Так все же, умнее они или глупее российских школьников? Пожалуй, они собраннее и сосредоточеннее, взрослее относятся к обучению. Американские школьники точно знают, чего хотят, к чему им надо стремиться, по этой причине они трудятся, чтобы этого достичь. Многие школьники приучаются к труду уже в школьном возрасте: после учебы идут помогать на ферму или в кафе, чтобы накопить денег на обучение в колледже. Возможно, именно это уважение к труду и к самому себе и позволяет американскому образованию занимать ведущие позиции в мире.
Финляндия
Источник фотографии: livejournal.com
Ещё 30 лет назад система образования Финляндии была не просто отстающей, но и вовсе не рассматривалась как нечто достойное внимания. Сегодня это одна из самых эффективных образовательных моделей в мире. Комфортная среда, построенная на принципах гуманизма, предполагающих равенство и уважение ко всем участникам процесса, — вот отправная точка финского успеха. Определяющая цель финской системы — обязательно довести всех до среднего уровня.
Психологическая безопасность, создание возможностей и штучное отношение к индивидуальности открывают в детях поразительный потенциал, который в масштабах нации дает удивительные результаты. И в результате основной упор делается на то, чтобы помочь отстающим.
Здесь фактор отчетности не так важен, но в систему заложен определенный средний уровень, и если ребенок не успевает, делается все, чтобы ему помочь. Организуют дополнительные занятия, помогают с домашней работой. В общем, всеми силами дотягивают слабенького до среднего уровня.
Любая мировая система образования не живет в вакууме. Она, прежде всего, служит целям общества, в котором существует. Финская система на самом деле довольно прагматична и не тратит деньги на то, в чем не нуждается.
Если советская педагогика готовила всех поголовно «для Оксфорда», что до сих пор считается ностальгическим идеалом в нашей стране, то финская задача состоит в том, чтобы подготовить всех для профессиональной жизни. Вряд ли кто-то вел подсчеты, но ни одна экономика не нуждается в большом количестве «Эйнштейнов».
Более того, специалистов высокого класса — врачей, ученых, юристов — нужно лишь определенное количество. А кассиры, продавцы, уборщики, сантехники и медсестры даже в постиндустриальном обществе востребованы гораздо больше. К тому же без этих специальностей цивилизованное общество быстро потеряет человеческий облик.
Для выживания социуму нужно разнообразие. Но для того, чтобы это разнообразие обеспечить, нет необходимости в поголовном высшем образовании. Зато есть необходимость в твердом интеллектуальном среднем уровне и грамотно привитых гуманистических ценностях. А также в возможностях достичь большего при наличии потенциала и желания. И это как раз то, что прекрасно обеспечивает финская модель.
Франция
Источник фотографии:francepost.work
Во Франции принята двадцатибалльная система оценок, такая система лучше отражает твой уровень знаний, более точная. Когда оценок всего пять, а на самом деле три, исключаются единица и двойка, то учитель невольно натягивает оценки своим любимчикам и занижает тем, кого недолюбливает. Когда в арсенале учителя 20 баллов, то более понятны критерии выставления оценки, поэтому выше вероятность точной и непредвзятой оценки.
Для того, чтобы получить оценку больше 17, нужно выдать что-то «выдающееся»: оригинальную мысль или решение. При пятибалльной системе эти усилия сложно оценить. Пятерку получает и тот, кто очень постарался, и тот, кто просто сделал добротно. Это убивает стремление делать что-то выдающееся. А четверку может в определенных случаях получить тот, у кого «есть много исправлений и нет ошибок» и тот, у кого целых три ошибки. Детям это, естественно, кажется несправедливым.
Каждый семестр родители по почте получают табель успеваемости своих детей. В нём перечислены все предметы и оценки по двадцатибалльной шкале с округлением до сотых, например, 14,72. Но на этом информация, которую может почерпнуть родитель из табеля, не заканчивается. В нём есть колонки, в которых указана оценка ученика по всем предметам в предыдущих семестрах, чтобы оценить динамику.
Для каждого предмета указана средняя оценка по классу — можно быстро увидеть, каковы успехи ребёнка по сравнению с другими. Для каждого предмета указана самая низкая оценка в классе и самая высокая — так еще лучше видно, насколько хороши успехи ребёнка.
Во Франции не меньше чем об успеваемости заботятся о отдыхе детей. На больших переменах детям запрещено находиться в школе — они должны дышать свежим воздухом и двигаться. Ученики гуляют в школьном дворе: играют в пинг-понг, игры с мячом, просто ходят группами, общаются, болтают с любимчиками из Ля ви сколеров (вожатый), которые присматривают за детьми на улице и организуют внеклассную работу, помогает отыскивать потерянные вещи, разрешает конфликты между детьми и так далее.
***
Время быстротечно, все вокруг изменчиво, стоит полагать, что и школа со временем изменится до неузнаваемости. За последние десятилетия люди сделали огромный прорыв в изучении космоса, мозга человека, но школа претерпела лишь поверхностные реформации. Классно-урочная система не изменялась со времен Яна Амоса Коменского. Исторически устойчивой является также система оценивания обучающихся. А что лучше — 5-ти балльная система оценки или 12-ти балльная? В какой точке мира оценивают лучше всего? Какое ребенку от этого благо? Становится ли ему в 5, 10, 12 раз лучше? Тогда, может быть, не надо скупиться, и давайте оценивать, как китайцы, по 100-балльной системе?
Сухомлинский говорил: детей надо вести от радости к радости. Не стоит забывать, что у каждого ребенка есть своя собственная школа жизни! И это детство. Идея уважения к человеку появилась в V веке до нашей эры, идея уважения к маленькому человеку, к ребенку, родилась лишь в конце XVIII века, в произведениях Жан Жака Руссо, впервые сказавшего, что детство - это не подготовка к жизни, а сама жизнь. Тринадцать веков разделяют две эти великие идеи! Удивительно ли, что идея уважения к ребенку еще так слабо воплощена в жизнь? Печальная картина…
Были бы дети счастливы и уважаемы, были бы здоровы, а хорошая школа и отличные отметки для них найдутся!
Рафис Сайфуллин