В Казани прошла двухдневная международная научно-практическая конференция «Вакф в России: современность и перспективы». На форум съехалось свыше 100 ученых и финансистов из Кувейта, Бахрейна, Саудовской Аравии, Боснии и Герцеговины, Швеции, Индонезии и многих регионов России
В Казани прошла двухдневная международная научно-практическая конференция «Вакф в России: современность и перспективы». На форум съехалось свыше 100 ученых и финансистов из Кувейта, Бахрейна, Саудовской Аравии, Боснии и Герцеговины, Швеции, Индонезии и многих регионов России
Этот съезд сильнейших специалистов по вопросам вакфа был организован для того, чтобы выработать механизмы по использованию вакуфной системы в российских реалиях. Прежде всего, необходимо было найти решения в рамках соблюдения законов РФ, поскольку федеральное законодательство является определяющим для республик, где проживают мусульманские общины и имеются вакуфное имущество.
Еще одним немаловажным аспектом существования вакуфной системы является ее полная прозрачность, поскольку средства, получаемые мусульманской общиной от использования вакфа, расходуются на определенные цели, о которых должно быть известно. Вопросы, вполне логично возникающие в отношении этого момента, волновали всех: как же проверить, на какие цели расходуются эти средства? Прозрачность вакуфной организации важна прежде всего для меценатов или государства, или в равной степени? Будет ли государство контролировать использование вакфов или нет?
Ответы на эти вопросы пытались найти и на конференции по вакфам.
«Главным качеством вакуфной собственности является ее неотчуждаемость. Наибольшим препятствием для нас в распространении этой разновидности собственности является отсутствие четких законодательных гарантий неотчуждаемости вакуфов. Кроме того, без плотного взаимодействия духовенства и современной мусульманской бизнес-элиты развитие этого института невозможно. Целесообразным было бы также в мусульманских религиозных учебных заведениях ввести уроки в рамках исламского права об основах вакфа»,
– обозначил проблему в своем докладе муфтий РТ
Камиль хазрат Самигуллин.
Кроме того, в своем выступлении Камиль хазрат отметил, что очень много для популяризации темы вакуфного имущества сделал известный татарский богослов и общественный деятель Валиулла хазрат Якупов. И здесь надо напомнить, что он первым в ДУМ РТ начал серьезно заниматься этом вопросом. Валиулла хазрат в книге «К пророческому Исламу» отмечает, что «главным качеством вакуфной собственности является неотчуждаемость, поэтому наибольшим препятствием для массового распространения этой разновидности собственности является отсутствие четких законодательных гарантий неотчуждаемости вакуфов».
Источник фотографии: islam-portal.ru
«Со своей стороны хотелось бы отметить, что действительно если бы вакуфное имущество было защищено федеральным законодательством, то процесс развития этого мусульманского института шел бы заметно быстрее. Стоит откровенно сказать – институт вакуфного имущества находится в зачаточном состоянии во всех мусульманских регионах России»,
– отметил Камиль хазрат.
По итогам конференции были приняты следующие выводы: институт вакфа требует особого правового статуса, однако его отсутствие не препятствует его развитию, как того подтверждает и исторический опыт Российской империи. Среди возможных форм развития института вакфов в России называется оформление его как имущества религиозных организаций, создание благотворительных фондов, трастов и других целевых объединений.
Вакф: исторический экскурс
Вакф (араб. «удержание») — это неотчуждаемое и необлагаемое налогом имущество, изъятое из оборота и завещанное на религиозные и благотворительные нужды, оказание материальной помощи, а также в интересах поддержки ислама. На протяжении веков вакф был единственным регулярным источником финансирования высшего образования в мусульманском мире. Средства от вакфа получали не только сами учебные заведения, преподаватели и студенты, но и обслуживающий персонал. Что касается татар, то, по сведениям историка А. Ю. Хабутдинова, большая часть вакфов в Поволжье была конфискована сразу после уничтожения Казанского ханства, и окончательно этот процесс был завершен в период Анны Иоанновны (1730-е гг.). Рост числа вакфов в регионе вновь начался во второй половине XIX в. и прекратился после революции 1917 г. Демократические перемены, произошедшие в советском обществе в середине 80-х гг., привели к послаблениям в области религиозной жизни. Мусульмане по всей стране стали создавать свои Духовные управления (ДУМы), а в Татарстане самостоятельный ДУМ РТ был образован осенью 1992 г.
Приведем пример вакуфного имущества для большего понимания. Например, речь идет о квартире, которую мечеть может использовать для получения дохода, скажем, сдавая ее внаем. Вырученные деньги направляются на «религиозные нужды». При этом мусульманская община является не собственником, а пользователем имущества. Она не может его продать, поскольку это имущество неотчуждаемо. В качестве примера приведем случай, когда в собственность получены культурные памятники – их нельзя продать, несмотря на наступившее право собственности.
Источник фотографии: megionlib.ru
В Татарстане уже были попытки ввести в федеральное российское законодательство понятие «вакуфное имущество» как необлагаемое налогами по примеру Саудовской Аравии и Турции, для которых вакф – естественная реалия.
Так, в 1999 году в Татарстане был принят республиканский Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». В него был включен пункт о вакуфном имуществе и его неотчуждаемости. Однако, это положение оставалось на бумаге и своей функции не выполняло. В феврале 2008 г. прокурор РТ Кафиль Амиров опротестовал местное положение о вакфах, как отсутствующее в федеральном законодательстве. Президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву пришлось вносить в закон изменения. Положение о вакуфном имуществе было сохранено, но с оговоркой, что данная сфера регулируется федеральным законодательством, а это по сути, де-факто прекратило действие республиканского положения о вакфах.
Однако, власти РТ искали возможности выхода из сложившейся ситуации. 18 июня 2008 года глава комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам татарстанского парламента Разиль Валеев заявил, что Госсовет Татарстана намерен предложить ввести в федеральное российское законодательство понятие «вакуфное имущество». По его словам, «во всем исламском мире, например в Саудовской Аравии или Турции, вакуфное имущество — это естественно. Разных подходов к исламу в разных странах быть не может». Валеев также утверждал, что прибыль от вакфа (вакуфа) «может направляться только на религиозные нужды, то есть налогами такое имущество облагаться не должно». Но все эти попытки не принесли каких-либо ощутимых результатов.
Фонд «Вакф»; Фонд «Вакф Республики Татарстан»
В январе 2009 г. при ДУМ РТ был создан фонд «Вакф», основной деятельностью которого стал поиск инвесторов для строительства проектов, полезных для мусульманских организаций Татарстана. Кроме того, фонд занимался юридическим оформлением передающихся по вакфу земельных участков и зданий.
Решение по любым вопросам деятельности вакфа (включая вопрос об использовании и распределении средств, полученных от деятельности коммерческих вакфов) принимали 10 человек в составе правления фонда. В год создания «Вакфа» в ведение организации государством было передано два земельных участка и одно здание от частного лица. Во время Курбан-байрама 2010 г. руководитель организации Мурат Галеев презентовал комплекс по забою животных «Курбан-байрам», расположенный в Казани по ул. Бр. Петряевых (участок передан в безвозмездное пользование исполкомом г. Казани). Аналогичные комплексы «Вакф» планировал открыть и в других районах республики. На IV съезде ДУМ РТ в феврале 2010 г. президент Татарстана Минтимер Шаймиев в своем выступлении раскритиковал руководства муфтията, создавшего фонд «Вакф», где учредителями являются только частные лица. Шаймиев дал понять, что фонд должен быть подконтролен ДУМ РТ и работать на всю мусульманскую умму.
«Каждый мусульманин должен знать, что его доля используется по назначению, а не оседает у кого-то в карманах», – конкретизировал он.
Кроме того, было упомянуто о неэффективном использовании переданных в ведение ДУМ РТ зданий (из 42 не использовались 19), к примеру, переданное государством в 2006 г. историческое здание бывшего детского мусульманского приюта.
В январе 2011 г. прекратились полномочия председателя ДУМ РТ Гусмана хазрата Исхакова, одновременно лишился поддержки и фонд «Вакф». Новая команда при Духовном управлении в январе 2012 г. создала Фонд «Вакф Республики Татарстан» во главе с Гамиром Гибадуллиным, который действует и поныне.
Источник фотографии: dumrt.ru
Таким образом, мы начиная с 90-х гг. наблюдаем попытки выстроить институт вакфа в республике лидерами мусульман Татарстана совместно с государственными структурами. Мусульманские организации приняли в пользование в качестве вакфа земельные участки, недвижимость, материальную помощь в виде кредитов. Несоответствие местных законов федеральным поставило под вопрос все эти действия. Более того, инициативы по внесению поправок в соответствующий федеральный закон были отвергнуты. Множество проблем: отсутствует информация по переданным в пользование мусульман зданиям, землям, полученному доходу от их эксплуатации; нет реестра самих вакуфных зданий; непонятен их имущественно-правовой статус, все это приводит к утрате недвижимости. Уже сегодня все эти вопросы нуждаются в безотлагательном решении. А основной вопрос пока открыт – возможна ли в приниципе в рамках светского государства институализация вакуфной системы?
Татарское купечество
До революции татары имели свое вакуфное имущество в Джидде, Мекке, Медине и Стамбуле, где останавливались наши паломники и шакирды. По оценкам историков, в одной только Мекке насчитывалось около ста единиц вакуфного имущества, принадлежащего российским мусульманам.
Ученые сообщают, что расцвет предпринимательства среди татар пришелся на период со второй половины 19 – начало 20 века, когда мусульмане стали частью Российской империи. Именно в 19 веке мусульмане в своих правах были полностью уравнены с христианскими и русскими предпринимателями. Мусульманские купцы и промышленники, несмотря на известные препятствия в их деятельности, активно развивали свой бизнес на всей территории России. Мусульманское купечество было довольно широко представлено в Уфе, в Оренбургской и Рязанской областях. Кроме того, татарское купечество имело статус помощника в развитии отношений и дипломатических связей между Россией, Казахстаном, Узбекистаном, Хивой и другими странами Средней Азии.
Нам известны такие великие татарские меценаты, как Акчурины, Дебердеевы, Агишевы. Знаменит купец Ибрагимов, оборот торгового дома которого превышал более миллиона рублей. Известны имена купцов: Хусаинова из Оренбурга; золотопромышленников из Башкортостана братьев Рамиевых; Рахматуллиных-Субаевых (первые в Татарстане создали предприятие по переработке нефти). Один только Хусаинов построил около тридцати мечетей и пятьдесят медресе по всей России, не считая тех, где он выступал соучредителем.
Источник фотографии: wikimapia.org
«Самый яркий пример вакуфного имущества тех лет – это приют Юнусовых: первые этажи которого были отведены под коммерческую недвижимость, доходы от которых, в свою очередь, использовались на содержание воспитанников данного приюта», – сообщил Марат Гибадуллин.
Также ученые сообщают, что в Казани, Самаре, Оренбурге, Петербурге и Иркутске работали центры помощи мусульманам, благотворительные организации для помощи нуждающимся женщинам-мусульманкам (учредителями были жены крупных татарских предпринимателей).
Все эти исторические данные еще раз подтверждают основную мысль рассуждений после конференции: сегодня необходимо возрождать добрые традиции меценатства татарского народа, обращать внимание предпринимателей-мусульман на необходимость развития этой деятельности.
Вакуфное имущество – не только и не сколько правовая проблема, но культурная и нравственная. Эта проблема связана с вопросами воспитания культуры благотворительности и меценатства. Без возрождения культуры исламской благотворительности, глубокого изучения истории, теории и практики в области вакфов вряд ли целесообразно ставить вопрос о форме правового признания этого института в России.
В статье были использованы материалы издания «Ислам в современном мире», 2015.
Лилия Цимбалистова