С первого сентября 2012 г. российские четвероклассники и их старшие сверстники должны будут посещать занятия, цель которых – воспитание духовных и нравственных основ человеческой личности. Школьникам предложат на выбор изучение традиционных конфессий нашей страны или курс светской этики.
Дискуссии о том, целесообразно ли в светской школе вводить обязательный для всех учащихся предмет о религии, велись с начала 2000-х годов. Точку в спорах в июле 2009 года поставил президент Дмитрий Медведев. Он поддержал идею религиозных лидеров о преподавании основ религиозной культуры и светской этики в школах России и предложил провести эксперимент в ряде регионов. Проходивший в 21 регионе России в течение двух лет эксперимент был признан удачным, и новый курс введен по всей стране, сообщает РБК.
На выбор предлагаются курсы по основам традиционных для России религий - православия, ислама, иудаизма, буддизма. Кроме того, есть «модуль, знакомящий со всеми религиозными блоками», и основы светской этики.
По данным министерства образования и науки РФ, «Основы светской этики» выбрали 47% учащихся, «Основы православной культуры», - 28,7%, «Основы мировых религиозных культур» - 20,3%, «Основы исламской культуры» - 5,6%, «Основы буддистской культуры», - 1,2%, «Основы иудейской культуры» - 0,1%, сообщают РИА «Новости».
Введение нравственно-воспитательного предмета было встречено неодобрительно частью российского общества. Среди претензий к новой дисциплине – возможная низкая эффективность в формировании приоритетов личности и перераспределение учебной нагрузки в ущерб точным наукам.
То, что новый школьный курс станет объединяющим началом для подрастающего поколения и всего российского общества, считают и представители Центрального духовного управления мусульман России и Координационного центра мусульман Северного Кавказа.
По словам первого зампредседателя Центрального духовного управления мусульман России, муфтия Москвы Альбира Крганова, к новому курсу больших нареканий нет, а положительный эффект есть серьезный - дети, обучаясь основам религиозных культур, волей-неволей вовлекают в этот процесс и родителей, представителей старшего поколения, которые могут иметь об этих вещах довольно смутное представление.
Вместе с тем, говоря о ситуации в школах, муфтии обращают внимание и на проблемы. Прежде всего, это необходимость совершенствования учебной базы и профессиональной подготовки учителей. В частности, по словам Крганова, необходимо подготовить один общий учебник и исключить ситуацию, когда в разных регионах дети готовятся по разным пособиям.
Кроме того, по его мнению, вместе с учебниками школьникам нужно обязательно выдавать наглядный материал, иллюстрированные тетради, поскольку совсем юным ученикам именно такая форма восприятия информации больше всего подходит.
Мусульманские духовные лидеры надеются и на более активное участие Минобрнауки РФ в подготовке квалифицированных кадров для преподавания основ исламской и других религиозных культур, поскольку, по их оценкам, не все учителя еще имеют необходимый багаж знаний в этой сфере. Со своей стороны, муфтии готовы оказывать содействие в усовершенствовании школьной программы по основам ислама, чтобы «эта дисциплина действительно стала фактором взаимопонимания школьников и взаимного сближения на данном этапе».