Группа исследователей под руководством известного турецкого социолога Бахаттина Акшита подготовила портрет религиозности Турции.
Результаты исследования на тему «Социальная структура и религия в Турции», проводимого исследовательской группой с 2008 по 2011 годы, были опубликованы в издании под названием «Религиозность в Турции». В чем состоит социальное значение религии в стране? Как общество относится к религии? Чем измеряется религиозность? Как она воспринимается? Каким образом отношение к религии влияет на повседневные образцы поведения общества, социальные отношения, межличностное восприятие? Где проходят границы консерватизма, религиозности, светскости? Ответы на эти и многие другие вопросы предлагает исчерпывающий анализ, проведенный Бахаттином Акшитом совместно с другими крупными социологами Турции – Реджепом Шентюрком (Recep Şentьrk), Ондером Кючукуралом (Цnder Kьзьkural) и Куртулушем Дженгизом (Kurtuluş Cengiz). В рамках исследования были проанализированы результаты социологических опросов и интервью, проведенных в 25 и 8 илах соответственно, сделанные выводы обеспечивают основу для обсуждения, выходящего за рамки поверхностных оценок.
В монографии проблема религиозности рассматривается в рамках пяти основных осей напряженности. Первую линию образует различие между светскостью и священностью. На второй оси расположены современность и традиционность. На третьей оси напряженности исследуются вопросы, связанные с тем, как существует и проявляется религия в «общественной» и «частной» сферах. Четвертая ось принимает во внимание связь между религиозными канонами священных писаний и религиозной практикой, а также возникающие в этой связи проблемы. Пятая область напряженности связана с противоречием между вопросами о том, какие сферы повседневной жизни регулируются религиозным знанием, а какие – научным. Иными словами, книга, позволяющая взглянуть на волнующие практически каждого человека вопросы через зеркало общественного мнения, предоставит возможность найти близкие идеи и образцы поведения, также как и познать иные.
Ислам не конфликтует с наукой
В проведенном исследовании высказывается мысль об отсутствии конфликта между религией и наукой, в качестве примера приводятся многие взгляды исламских ученых, критикуется теория эволюции и дарвинизм. Это можно отчетливо наблюдать в нижеприведенной цитате: «Полагаю, что исламская религия и наука ни при каких условиях не конфликтуют. Аль-Фараби, Авиценна – все они ученые исламского мира, которые, сделав множество открытий, преуспели в научной области. Думаю, что мусульманство будет неразрывно с наукой. […] Говоря о Дарвине и теории эволюции, на мой взгляд, суждения о происхождении людей от обезьяны являются недостоверными. Например, почему обезьяну до сих пор не научили говорить? В общем, я не думаю, что работа Дарвина носит научный характер» (Эрзурум, женщина, 55 лет).
Чем выше доходы, тем ниже религиозность
Авторы книги отмечают, что «вера» образует одно из ключевых понятий этого полевого исследования, и обобщают его результаты следующим образом: «Если принимать во внимание гендерную принадлежность, то к верующим себя относят 67% женщин, что на 10% выше, чем количество причисляющих себя к верующим мужчин. Как и ожидалось, религиозность более распространена в поселениях сельского типа (71%), по сравнению с городами. Уровень относящих себя к верующим увеличивается с повышением возраста респондентов. К одному из привлекающих внимание результатов исследования относится обратная пропорциональная зависимость между уровнями дохода и религиозности. Доход наиболее многочисленной группы, причисляющей себя к верующим, составляет от 450 до 1000 турецких лир. С точки зрения партийных предпочтений самая крупная группа избирателей, относящих себя к верующим, поддерживает Партию справедливости и развития (74%). На втором месте – сторонники националистических партий: Партии национального движения и Партии великого союза (59%), на третьем – респонденты, отдающие предпочтение в пользу блока «Партия демократического общества» (55%). При этом большинство сторонников Республиканской народной партии характеризует себя как «среднерелигиозные» (42%), 38% относят себя к религиозным и 19% к нерелигиозным.
12 сентября были закрыты медресе
Один из респондентов в Эрзуруме поделился своим мнением относительно вмешательства Государственного переворота 12 сентября 1980 года в религиозную и политическую жизнь страны: «Переворот, проведенный Кенаном Эвренелем, заставил пережить страшную трагедию в культурной жизни Эрзурума. В тот период к каждой мечети в Эрзуруме относились медресе, в которых действительно можно было приобрести научные знания. Медресе были закрыты. В тот период все были напуганы и старались не выходить на улицу» (Эрзурум, мужчина, 43 года).
Пусть религиозный урок сохранится как обязательный
В рамках результатов исследования 63% опрошенных считают необходимым продолжение практики обязательных религиозных уроков. Мнения относительно идеи о том, что решение о ношении женщинами хиджаба принимается по собственной воле, а не согласно религии, разделились поровну.
Ислам – моя страсть
Дискуссии относительно идей, связанных с отношением к тарикатам, джамаатам и посещением усыпальниц, актуализировали более общий и абстрактный вопрос: как возникает восприятие «истинной религии», в которую верят, и как очерчены границы «истинной» религии, которая служит возникновению этого восприятия? В рамках анализа результатов, полученных в Денизли, можно констатировать, что практически каждый воспринимает понятие «истинного ислама» по-своему. Один из опрошенных, подвергнув критике понимание ислама другими людьми, говорит следующее: «Ислам – моя страсть, но, когда люди принимают во внимание лишь отдельные ценности мусульманской религии в угоду своим интересам и применительно к себе оставляют в стороне другие аспекты, это превращается в безобразное зрелище, и я это вижу. В этой связи я не хочу находиться в их числе» (Денизли, женщина, 41 год).
Теперь имамы тоже могут носить джинсы
Относительно реакции на джинсы как символ Запада и прежде всего Америки, к которым со временем привыкли, в исследовании отмечается следующее: «Одним словом, мы находились в условиях, когда ношение джинсов соотносилось с безрелигиозностью. Я тоже однажды посетил мечеть в джинсах, несмотря на то, что мой отец рассердится, и все будут смотреть осуждающе. Все же придя в мечеть в джинсах, мы совершили намаз. А сейчас мы видим, что и имамы, и муллы стали носить джинсы» (Эрзурум, мужчина, 37 лет).
Общество едино
Результаты исследования показывают, что турецкое общество неразделимо на религиозных и нерелигиозных, верующих и неверующих, также как белых и черных. Большинство представителей категории, которую можно определить как «строгие» верующие, приняли жизнь в светском плюралистическом государстве и обществе. Среди них небольшое меньшинство отстаивают взгляды регулирования политической и экономической жизни полностью в соответствии с религиозными требованиями. При этом большинство поддерживают жизнь в рамках светского государства и экономики, а также демократического участия.
Количество желающих жить по законам шариата – 10%
С целью выяснения мнения относительно связи политики и религиозной веры респондентам был задан вопрос, желают ли они образования в Турции религиозного государства, основанного на предписаниях шариата. Было выявлено, что 10% опрошенных считают необходимым создание шариатского государства, 80% – ответили отрицательно и 10% не смогли принять однозначного решения. Этот показатель не отличается от результатов, полученных при проведении подобных исследований прошлых лет.
«Bugun» (Турция), перевод inoСМИ.ru