Работа над новой конституцией и президентской формой (правления) завершена. В ближайшее время соответствующая законодательная инициатива будет направлена в парламент. Если это историческое событие случится, то для Турции это будет означать закат эпохи Ататюрка, хотя его портреты еще долго будут висеть в стране, и начало эпохи Эрдогана, который не скрывает свои амбициозные планы
Правящая в Турции Партия справедливости и развития (ПСР), которая не скрывает свою исламскую ориентацию, завершила работу над проектом новой конституции и реформы государственного устройства, предусматривающим преобразование парламентской республики в государство с президентской формой правления
Об этом сообщило агентство ТАСС со ссылкой на премьер-министр и лидера ПСР Бинали Йылдырым после двухдневной встречи руководства партии.
«Работа над новой конституцией и президентской формой (правления) завершена. В ближайшее время соответствующая законодательная инициатива будет направлена в парламент», — сказал он. «Не надо бояться народа, он решит этот вопрос. Пора завершить споры о системе правления в Турции» — добавил Йылдырым.
Кто за изменение конституции Турции и кто против этого
Слухи о том, что в Турции хотят изменить конституцию, ходили давно. Парламент может одобрить проект конституционным большинством (367 голосами) или вынести его на референдум, если за это проголосуют более 330 депутатов. Как заявил ранее заместитель председателя ПСР Хаяти Языджы, референдум по новой конституции Турции может быть проведен уже в апреле 2017 года. «Мы закончили работу по новой конституции и президентской системе. Мы собираемся как можно скорее внести наше предложение в парламент, чтобы он принял решение», — заявил Йылдырым, выступая перед активистам ПСР в городе Афьон.
Отметим, что ПСР имеет 316 из 550 мест в парламенте. И им на помощь пришли националисты. Лидер Националистической Партии национального движения (ПНД), Девлет Бахчели также высказался в поддержку референдума о переходе на президентскую систему правления.
Бахчели. Источник фотографии: hergunmedya.com
«Нет никаких проблем, чтобы задать вопрос о президентской системе народу», — заявил он. «Мы не откажемся от того, чтобы обратиться к народу для решения вопроса», — приводит слова Бахчели РИА Новости.
Это прибавляет партии Эрдогана ещё очень нужных 40 голосов.
Две другие представленные в парламенте оппозиционные партии — левоцентристская Народно-республиканская партия и прокурдская Партия демократии народов — выступают против введения в Турции президентской системы вместо парламентской. Они обвиняют президента Турции Тайипа Эрдогана в стремлении к установлению единоличной власти.
Начало эпохи Эрдогана
Действующая конституция была принята в 1923 году, в период правления отца турецкой нации Мустафы Кемаля Ататюрка. В соответствии с ней Турция является парламентской республикой, а глава государства не обладает реальными полномочиями. Но в основной документ страны вносились изменения. Так, в настоящее время действует конституция от 1982 года, которая была принята после военного переворота 1980 года.
Эрдоган никогда не скрывал стремления установить президентскую республику. Провал попытки военного переворота 15-16 июля приблизил эту цель, поскольку даже политические противники исламистов стали воспринимать их лидера как защитника демократии от военной диктатуры. Напомним, что о необходимости скорейшего принятия нового основного закона, предусматривающего преобразование Турции в государство с президентской формой правления, 1 октября на открытии осенней сессии парламента заявил президент Реджеп Тайип Эрдоган.
Эрдоган. Источник фотографии: ru.publika.md
Работа над проектом конституции была возобновлена по инициативе правящей ПСР после совершенной в июле попытки госпереворота.
Безусловно, если это историческое событие случится, то для Турции это означает закат эпохи Ататюрка, хотя его портреты еще долго будут висеть в стране, и начало эпохи Эрдогана, который не скрывает свои амбициозные планы по воссозданию Османской империи. Также это послужит переориентации Турции от светскости к каким-то теократическим моментам в управлении государства.
Тимур Шарафиев