В последнее время в информационном пространстве Турции продолжается активное обсуждение перспектив членства Турции в ШОС (Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)
Региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии). Практически все комментаторы высказались в том смысле, что Турции не следует разрывать отношения с ЕС, к тому же полноправному вступлению Турции в ШОС может препятствовать членство страны в НАТО (Star, 29.01). Как отмечает Haberturk.com (29.01), о НАТО Турции напомнили и США, в связи с чем приводится заявление главы пресс-службы Госдепа США Виктории Нуланд, которая подчеркнула, что вступление Турции в ШОС было бы интересным шагом, если учесть, что Турция является членом НАТО.
Обозреватель Star (29.01) приходит к выводу, что Турции не стоит отказываться от идеи о вступлении в ЕС, вместе с тем Анкаре необходимо развивать всесторонние отношения с государствами-членами ШОС. По мнению автора, по численности населения и экономическим показателям (во многом за счет природных ресурсов России) данная организация превосходит США и ЕС. Кроме того, все члены организации являются экономическими партнерами Турции, и при вступлении в ШОС Турция будет «своим» участником группы. Однако в случае разрыва связей с Западом Турция неизбежно лишится своего политического влияния в ближневосточном регионе.
Давая характеристику «шанхайской шестерке», журналист Hürriyet (29.01) отмечает, что в организации на передний план выходит сотрудничество в области безопасности, что, в частности, подтверждается активным взаимодействием государств-членов в борьбе с финансированием терроризма и международной наркоторговлей. Поступок турецкого премьера, сенсационно заявившего о стремление страны вступить в ШОС, автор связывает с непреодолимым желанием Эрдогана во всем «походить на Путина», в связи с чем турецкий лидер может пренебречь такими вопросами, как демократия, права человека, и отдать предпочтение в пользу ШОС.
Как отмечает автор Zaman (29.01), идея альтернативного ЕС пути не нова для Турции, в частности генеральный секретарь Совета национальной безопасности Турции Тунджер Кылынч, опираясь на евразийские проекты, в начале 2000-х годов предлагал создать союз Турции, России и Ирана. По мнению автора, «шанхайская шестерка» также относится к одному из евразийских проектов, привлекательность которого для турецкого руководства возрастает: в отличие от ЕС, ШОС предполагает сохранение собственных ценностей и возможность развития по своему цивилизационному пути.
Ряд изданий цитировал заявления министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова об иранской ядерной программе и Сирии на совместной пресс-конференции по итогам переговоров с министром иностранных дел Бельгии Дидье Рейндерсом. Как отмечает Olay (29.01), российский министр осудил европейские государства и Иран за затягивание переговорного процесса по ядерной программе.
Cumhuriyet (28.01) и Yeni Şafak (28.01) приводят заявление главы МИД РФ о том, что «Россия никогда не поддерживала сирийский режим». Комментируя последние заявления Сергея Лаврова, а также Дмитрия Медведева (о фатальной ошибке Асада), обозреватель Star (29.01) предполагает, что в позиции России, которая представляет наибольшее препятствие на пути принятия резолюции ООН, призванной обеспечить падение режима Асада, все отчетливее становятся заметны изменения. Автор также напоминает высказывания Владимира Путина о выработке новых идей в ходе переговоров с Реджепом Эрдоганом в Стамбуле, а также о назревшей в Сирии потребности в переменах. Как полагает обозреватель, Россия обеспокоена, что в случае смены режима в Сирии кровопролитный конфликт едва ли прекратится, при этом национальным интересам России будет нанесен непоправимый ущерб. Автор статьи в Milliyet (29.01) добавляет, что Сирия обладает колоссальным геостратегическим значением на Ближнем Востоке, и это является основной причиной настойчивой поддержки Дамаска такими государствами, как Россия и Иран.
Обозреватель Zaman (28.01) поднимает вопрос о последствиях заключенного Украиной и европейской нефтяной компании «Ройал Датч Шелл» соглашения о добыче сланцевого газа для энергетического сектора России. По мнению автора, рост добычи сланцевого газа на украинской территории способен избавить Киев от газовой зависимости от России. В долгосрочной перспективе это будет предполагать отсутствие у России возможности оказать политическое или военное давление на Украину и приведет к существенным переменам в геополитике России и Восточной Европы.
По материалам InoСМИ.ru