31 мая весь мир отмечает Всемирный день без табака. Каждый год во всем мире табачная индустрия убивает почти 3 миллиона своих самых активных клиентов, это можно было бы сравнить с гибелью пассажиров 20 реактивных авиалайнеров ежедневно. Курение является болезнью века, как алкоголизм, травматизм, туберкулез. От употребления алкоголя один человек из миллиона умирает каждые 4-5 дней, от автомобильных катастроф - каждые 2-3 дня, а от курения - каждые 2-3 часа. От последствий курения и употребления алкоголя ежегодно умирают более 3 млн. жителей планеты.
Но это еще не все. Если ситуация не изменится, то согласно отчету Всемирной организации здоровья (ВОЗ), полмиллиарда живущих сегодня людей умрет от курения. Это шокирующее вступление — констатация факта, а не устрашение. Потому как человека, которому предписано поклонение Всевышнему и остережение Его запретов, но который продолжает совершение этого греха, вряд ли устрашат эти данные.
В Коране Всевышним сказано: «Скажи: Поистине, запретил Господь мой только непристойные поступки, как явные, так и тайные» (7:33).
К сожалению, многие мусульмане сегодняшнего дня либо не понимают значения запрета курения в Исламе, либо не хотят понимать. Может быть, кто-то скажет: «Но ведь про табак ни в Коране, ни в Сунне ничего не сказано?» Да, прямого указания нет, так как во времена Посланника Аллаха и его благородных сподвижников в Аравии не было табака. Однако Коран содержит свод правил и законов, под некоторые из них попадает курение. И есть десятки косвенных указаний на его греховность, начиная с растраты и заканчивая нанесением вреда своему здоровью (доказано, что каждая сигарета уменьшает жизнь на 12 минут).
Известно, что человеческий организм является Божественным даром и настанет день, когда все люди будут отвечать перед Богом за свое отношение к нему. Совершенно ясно, что никотин и другие вещества, содержащиеся в табаке, наносят непоправимый вред организму. Поэтому за курение табака человек будет отвечать перед Аллахом.
Кроме того, существует и материальный аспект данной проблемы. На покупку сигарет люди тратят значительные средства, которые они могли бы затратить на полезные для себя и для своей семьи вещи. Часто люди отказывают себе в самом необходимом, чтобы покупать сигареты. И это, несомненно, вступает в противоречие со следующим аятом Аллаха: «Ешьте, пейте, но не излишествуйте: ведь Он (Аллах) не любит излишествующих» (Коран, 7: 31).
Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, в различных хадисах высказывался относительно необходимости заботы о своем здоровье для каждого мусульманина. Например, он сказал:
«Не сможет человек уйти от Господа миров, пока он не отчитается за 4 вещи. Во-первых, это отчет за прожитую жизнь. То есть он должен будет ответить, на что он потратил отведенное ему время жизни на земле. Во-вторых, человек должен будет отчитаться за науку, которую он усвоил, и за то, на что он потратил полученные знания. В-третьих, человек ответит за то, на что он потратил свои имущество и средства. В-четвертых, он ответит за то, как он следил за своим здоровьем» (Хаким, Ибн Хиббан).
Из этих хадисов следует, что мусульмане обязаны следить за своим здоровьем. А это означает и то, что они обязаны избегать всего, что отрицательно воздействует на организм и отравляет его. Несомненно, что курение имеет к этому самое непосредственное отношение.
В другом хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал о том, что от деяний и высказываний мусульманина не должны страдать окружающие его люди. Этот хадис приводится у Ахмада ибн Ханбала, Тирмизи и Ибн Хиббана. Что же касается курильщика, то он, отравляясь сам, отравляет и других людей. В особенности это происходит в общественных местах.
Ислам запретил курение
Учитывая эти обстоятельства, некоторые мусульманские ученые, вынесли фетву о полном запрете (харам) для мусульман на курение табака. Другие ученые считают это деяние весьма нежелательным (макрух) для мусульман. Поэтому нет сомнений в том, что в Исламе табакокурение является как минимум весьма нежелательным и даже запретным деянием.
Необходимо отметить, что распространение и продажа вещей и товаров, которые признаны в Исламе нежелательными и запретными, также являются нежелательными и запретными.
Аллах говорит в Коране: «…полагаете, что этот поступок незначителен, хотя перед Аллахом это - великий грех» сура (Нур 15 аят).
Некоторые курильщики читают это мелкой оплошностью и дурной привычкой, но пусть каждый из них обратит внимание на нижеследующие аргументы, которые лишний раз напомнят нам, что курение — это не какая-то мелкая оплошность, а вполне весомый грех с вполне серьезными последствиями.
Курение - это открытое совершение греха. Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, он сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха (салляЛлаху алейхи васалам) сказал: «Всем из моей уммы будет прощено, кроме тех, кто открыто на глазах людей совершает грех».
И поэтому, возможно, каждый, кто увидел тебя курящим, будет свидетельствовать против тебя в Судный день перед судом Аллаха Великого. Сможешь ли ты сейчас сосчитать число свидетелей против тебя?
Курение - это намерение ослушания (греха) наперед. Курильщик запасается сигаретами наперед, чтоб его дурная привычка была удовлетворена и не прекращалась. Если он собирается в путешествие туда, где нет в продаже сигарет, он закупает несколько упаковок, чтоб хватило ему на время путешествия.
Сказал Ибн Аббас, да будет доволен им Аллаха: «Нет большого греха, если за ним следует просьба о прощении его, и нет маленького греха, если он постоянно повторяется (т.е. он превращается в большой грех)».
Курение - это постоянство в грехе. На протяжении четырех, двадцати лет, а может, и всей своей жизни курильщик не расстается с сигаретой и после выкуривания одной не упускает из головы мысль закурить другую, через минутку или мгновение.
Курение - это медленное самоубийство: Все медики единодушны в решении, что курение - это яд, приводящий к отравлению организма и к смерти. В Коране сказано: «Расходуйте во имя Аллаха и не ввергайте себя собственными руками в гибель. Вершите добро, ибо, воистину, Аллах любит добродеющих» (Коран, 2:195). Найти часть организма, которой не вредило бы курение, становится все сложнее и сложнее. Более того, последние исследования японских ученых показывают, что никотиновый «аромат» затрагивает не только курящего, но и его потомство. Причем не только еще не родившееся, а даже не зачатое. Многочисленные эксперименты подтвердили, что половые клетки, несущие мужские Y-хромосомы, гораздо более чувствительны к воздействию табака, чем женские X-хромосомы.
Чувствительность при этом выражается крайне просто — клетки погибают. А это значит, что шансы курящего мужчины зачать себе сына очень резко падают. Впрочем, у некурящего мужчины, стремящегося заиметь наследника от курящей женщины, они тоже невысоки.
Негативное воздействие курения на детей
Установлено, что 50% курящих школьников учатся плохо. У курящих подростков нарушаются обменные процессы в организме, особенно усвоение витаминов А, В1, В6, В12, а витамин С разрушается. Это является причиной того, что тормозится общее развитие, замедляется рост. Вследствие курения часто развивается малокровие, а также близорукость. Появляются воспалительные процессы в носоглотке. Курение в раннем возрасте ухудшает слух, поэтому курящие дети, как правило, хуже слышат низкие звуки.
Курение - это ослушание родителей: Сколько отцов и матерей просили своих детей бросить эту дурную привычку, но те ослушались их, и это, возможно, станет причиной их великого ущерба и погибели, т.к. ослушание родителей Большой грех.
Курение - это осквернение дома Аллаха (мечети). А также причинение вреда и дискомфорта мусульманам, ангелам от зловония, исходящего изо рта курильщика. Ведь приказал посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего: «Не входить в мечеть тем, кто поел лук или чеснок!» Так как же тот, кто выкурил сигарету, заходит в дом Аллаха?
Курение - это причинение вреда мусульманам: Своей жене, детям и всем кто не курит.
Сказал Аллах: «А те, которые причиняют зло (обиду) верующим мужчинам и женщинам без того, чтобы они это заслужили, они берут на себя ложь и явный грех»( сура Ахзаб 58).
Курение - это расточительство. Мусульманину запрещено тратить данные Всевышним Аллахом материальные средства без пользы для себя. Средства, потраченные на приобретение сигарет, растрачиваются не только без пользы для себя, но и во вред себе. В Священном Писании дважды оговаривается:
«Не расточительствуйте [не тратьте на то, что бесполезно, а тем более — вредно]. Воистину, Всевышний не любит расточительных. [Нелюбовь Творца может вылиться для человека в неожиданные проблемы, непредвиденные в быту или на работе расходы, кризисы, болезни, приступы. Люди порой удивляются появлению неожиданных проблем, хотя сами в этом повинны. Даже мало-мальски верующий, когда явно грешит, расплачивается за грехи свои уже в этой жизни, дабы не мучиться в вечности, хотя что-то может остаться и на Судный день]» (Св. Коран, 6:141; 7:31).
Курение - это обожествление прихоти. Есть те, которые обожествляют свои страсти, свои прихоти. Они ставят свои желания, страсти и привычки выше слов Всевышнего. А это разрушает все деяния и является причиной вечного пребывания в огне. Всевышний сказал: «Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть?» (25/43).
Курение - это помощь сатане. Показывая пример мусульманам, человек косвенно призывает их к этому греху. Он соблазняет их, тем самым помогает сатане. Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Не следуйте по стопам сатаны. А если кто следует по стопам сатаны, то ведь он призывает к мерзости и предосудительному» (24/21).
Курение - это ослушание, а ослушание это посыльный неверия.
Табакокурение относится к категории действий, вырабатывающих пристрастие и зависимость, что включает его в список запрещенного прямым текстом Корана: «Он [последний Божий Посланник, следуя внушению от Творца] запрещает вам все скверное [дурное, злокачественное, зловредное, отвратительное на запах — все, что вредит предпосылками, обстоятельствами и последствиями]» (Св. Коран, 7:157).
Борьба с курением
На сегодняшний день есть очень много программ по борьбе с курением: предупреждения со стороны официальных служб охраны здоровья, советы врачей, гипноз, создание неприятных ощущений для курильщика, выработка оперантных условных рефлексов, когнитивная терапия, группы поддержки, но все это дает временный эффект. Лишь пятая часть людей бросает курить после этих процедур, большинство возобновляют свою вредную привычку. И лишь единственный метод, который дает почти 100% результат, это метод «иманотерапии», то есть лечение путем веры (имана).
Есть те, которые говорят «Да! Я все знаю и все понимаю! Я осознаю свое положение, но не могу ничего поделать с собой!» Хорошо, ты не можешь. Но ведь Аллах может! Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам» (40/60).
И пусть каждый задаст себе вопрос: «Сколько раз я вставал в середину третей части ночи и, рыдая, просил избавить Аллаха от этого тяжелого греха?!»Аллах сказал: «Среди верующих есть мужи, которые верны завету, который они заключили с Аллахом» (33/23).
И пусть каждый задаст себе вопрос: «Кто я? Мужчина, который не повержен своей прихотью и имеет сильную волю, или же просто создание мужского пола?» Не смотри на то, что ты делаешь маленький грех, однако смотри, против кого ты идешь.
И пусть каждый задаст себе вопрос: «Кто меня защитит от Аллаха, если я ослушаюсь Его?»
Не пора ли задуматься тем, кто еще не бросил курить, что упорствуя в привычке, он приумножает убыток, что выкуривая всего одну сигарету, он делает одновременно несколько грехов.
Не будем забывать, в зависимости от того, насколько человек возвеличивает и чтит своего Господа, настолько люди будут возвеличивать этого человека и почитать. Так как же раб, нарушая святость и права Аллаха, в то же время желает, чтоб люди не нарушали его права. И как же человек, считая незначительным права Аллаха, думает, что Аллах не сделает его незначительным перед людьми? Или же, как человек, пренебрегая и ослушиваясь Аллаха, желает, чтобы люди не ослушивались и не пренебрегали им?
В книге «аль-Хуля» приводится от ибн Аббаса:
«О, грешник! Не чувствуй себя в безопасности от скверного конца, последовательность грехов - это больше того греха который ты совершил. То, что ты не стесняешься от тех, кто у тебя справа и слева, и продолжаешь грешить, это больше чем сам грех. Ты смеешься, в то время как не знаешь, что сделает с тобой Аллах, это больше чем сам грех, твоя радость греху, которого ты добился, это больше чем сам грех; твоя печаль за грех, который ты упустил, тоже больше чем грех; твой страх от ветра, который пошевелил занавеску твоих дверей, когда ты совершаешь грех, и твое сердце даже не колебнется от того, что Аллах смотрит на тебя, то и это больше чем сам грех!»
Тимур Шарафиев, с использованием открытых источников информации