Смогло ли мусульманское духовенство, исламские институты сделать ребрендинг ислама в Татарстане? Какова роль социальной работы в укреплении позиций традиционного ислама? Об этом и о многом другом аналитический обозреватель Александр Долгов.
Закончился священный месяц Рамадан, во всех точках татарского мира: Москва, Петербург, Самара, Ижевск, Чита, Рига, Аделаида, Торонто - во всех городах прошел праздничный намаз. Но для Татарстана очередной Рамадан был особенно важным и ответственным. Мы все понимаем, что сегодня в Татарстане, после событий 19 июля 2012 года, происходит процесс ребрендинга татарстанского ислама. Главными критериями этого ребрендинга мы можем назвать социальное служение, олицетворяющего идеи гуманизма, доброты, справедливости и мира.
Главная фишка
События 19 июля 2012 года, когда убили Валиуллу Якупова и взорвали муфтия Ильдуса Файзова, заметно пошатнули положение Татарстана, как центра толерантности наций и религий. Да и поступки духовенства, которое вело междуковровые игры требовала желать лучшего. Но VI съезд мусульман изменил полностью положение дел – пришла новая команда в ДУМ с новыми идеями и планами. Поэтому для ислама в Татарстане и для имиджа ДУМ РТ был необходим ребрендинг исламских институтов. Анализ работы ДУМ РТ показывает, что одну из главных позиций ислама в Татарстане занимает социальное служение и благодаря именно деятельности этого направления жители республики по новому открыли для себя ислам, узнали очень много нового про мусульман. В ДУМ РТ показали всему народу что, помогая в месяц Рамадан детям и инвалидам, сиротам и пожилым, бездомным и бедным ислам может нести идеи доброты. Проведенная акция «Рамадан – месяц добрых показала социальную активность мусульман в светском обществе. Что только стоят ролики, призывающие делать добро. Вообще активная роль социального ислама жизненна необходима для дальнейшего развития мусульманской уммы республики. Духовенство должно учитывать тот факт, что если представители опальных течений активны в интернете, то они менее пассивны в социальной работе. Ифтары на 500 человек, как это организовали в мечетях «Ярдэм», «Сулейман», «Марджани» - доказательство активности в социальной работе духовенства. Именно на ифтары притягивается моодежь, общается между собой. Поэтому социальная работа в дальнейшем должна превратиться в главную фишку искоренении радикальных течений, сект. То есть на сегодняшний день духовенство должна продолжить социальную работу совместно с мусульманской молодежью и после Рамадана. В этом могут здорово помочь мусульманские волонтерские отряды, курируемые отделом по делам молодежи ДУМ РТ. Их активность может стать ярким примером для мусульманской молодежи, которая, не выходя с онлайн режима, спорит о мазхабах, ищет бидгаты (новшества), обсуждает так называемых «кяфиров».
Удался ли ребрендинг?
Как известно с общей практики, ребрендинг включает комплекс мероприятий по изменению позиционирования. Все это проводится в русле изменения концептуальной идеологии бренда. ДУМ РТ – большая организация и центр татарского ислама, но в последние годы из-за негативных проявлений ему был нанесен определнный вред. Бессмысленное клеймование мусульман на «чужих» и «своих», называя их «ваххабитами» привели к расколу и молодежь полностью отвернулась от ДУМ РТ. А что мы видим сегодня? Народ понял, что ислам – это, в первую очередь доброта и забота о других. Это сегодня доносится через социальные проекты. То есть, уже начал формироваться новый бренд ислама в Татарстане и привлекаться для целей развития традиционного ислама новые люди. Могу уверенно сделать выводы, что репозиционирование традиционного ислама происходит успешно, и она закрепляется в сознание народа. Из этого можно полагать, что все эти позитивные явления послужат примером и для других регионов, где заметно усиливается духовный кризис.
Поэтому сегодня как никогда необходимо сплачивать махаллю при мечетях социальными проектами, чтобы уберечь молодежь, от радикальных течений и эффективно содействовать традиционному исламу в России. Вообще, по законам пиара и рекламы бренд должен обновляться, поэтому придет время и на традиционный ислам будут смотреть по-другому.
Пустые, забытые, закрытые мечети – еще одна проблема
Обычно через работу центральных мечетей складывается мнение о положение ислама в Казани, да и в целом в Татарстане. Но в реалии это далеко не так. Многие центральные мечети не проводят ифтары, социально неактивны, не ведут работу, потом так получается, что именно в этих мечетях появляются представители радикальных течений, которые и заманивают молодежь. А кто виноват? Ведь золотое место пустым не бывает. Каждая мечеть должна вести деятельность, чтобы показать перспективность ДУМ РТ. Но со многими историческими мечетями, которые были центрами татарского ислама, ситуация плачевна. Например, мечеть «Бурнай» закрыта на ремонт и ее не смогли открыть даже на праздник. Чего стоит только ситуация с закрытой мечетью «Иске таш» под предлогом «вечного ремонта», где имамами служили более ста лет просветители Амирхановы, являющиеся жемчужинами и главными идеологами традиционного ислама. Эта мечеть уже более 20 лет не может полноценно открыться.
Также же хочу написать про Азимовскую мечеть, отличающейся особой архитектурой и внешней красотой, но с количеством прихожан здесь проблематично – их попросту нет. Если сделать рейд по мечетям, то выяснится, что многие мечети вообще не в руках татар, там хозяевами или идеологами стали другие народности. Проблема вся в том, что эти приходы не активны. Так же как и их имамы. Если так пойдет дальше, то казанские мечети превратятся в полупустые деревенские мечети, или же будут наполнены иммигрантами. Поэтому необходимо заняться социальной работой, привлекать бизнесменов, молодежь, подготовить целую концепцию по развитию городских мечетей, формируя новый бренд ислама в Татарстане. В конце приведу пример. Имам и абыстаи мечети «Муслима» в поселке Нокса города Казани, которым уже за 80 лет, из-за всех сил держат на своих плечах мечеть, которую построили сами 15 лет тому назад. Оказалось, что мечеть некому передать из молодежи, которая не хочет брать на себя ответственность. Вот это яркий показатель современного положения религиозных институтов.
Что будет в будущем? Все это зависит от активности местного духовенства и народа. Но одно очевидно – в Татарстане уже формируется новый взгляд на ислам и духовенство.
Александр Долгов